Элективный курс по информатике "Photoshop для подготовки Web-графики". Образовательная программа "компьютерная графика и дизайн" Фотошоп в школе рабочая программа

Утверждена решением
Педагогического совета
*****************
Председатель ПС
директор *************

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Компьютерная графика и дизайн"

возраст учащихся: 11-15 лет
срок реализации 2 года
направленность: техническая

г. Ярославль 2017 г.

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа "Компьютерная графика" имеет научно-техническую направленность, т.к. включает опыт освоения информационных технологий и рассчитан на детей среднего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.
Актуальность Актуальность данной программы состоит в том, что она предоставляет возможность обучающимся освоения графических редакторов как инструмента самовыражения и в ней упор делается не просто на изучение рабочих инструментов редакторов, а на интегрированное применение различных техник при выполнении работ. Разработан ряд уроков повышенной сложности (редактор Paint) для демонстрации обучающимся скрытых возможностей "простого" редактора. Навыки работы в графике пригодятся для электронного общения, в оформлении школьных рефератов, докладов, при составлении различных электронных документов, для создания эксклюзивных открыток к праздникам. А может, кто-то из них будет творить; ведь владение техниками компьютерной графики не исключает, а стимулирует творчество.
Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность данной программы видится в возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами компьютерной графики. Профессиональной компьютерной графикой, как правило, занимаются дети старшего школьного возраста, студенты, взрослые, и большинство обучающих программ по этой теме рассчитаны, как минимум, на старшеклассников. Но сейчас в кружки информатики приходят дети среднего школьного возраста с достаточной базовой подготовкой и запросом "научиться рисовать на компьютере". Возникла необходимость адаптировать сложный материал к данному возрасту.
Цель создать оптимальные педагогические условия для расширения познания детей в области компьютерной графики, дизайна с помощью профессиональных графических редакторов.
Задачи:
  • Сформировать навыки использования имеющихся знаний работы в простейших графических редакторах (Paint) при выполнении сложных работ;
  • Сформировать навыки работы в профессиональных графических редакторах;
  • Дать начальное представление детям о разнообразии техник обработки и создания изображений, спецэффектов;
  • Способствовать развитию внимания, художественного вкуса, творческих способностей учащихся;
  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпения, самостоятельности при выполнении работ.
Принципы и методы обучения
  • Принцип научности
    Его сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность, составляющие основу соответствующих научных понятий Принцип наглядности Наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.
  • Принцип доступности
    Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но доступность не отождествляется с легкостью. Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
  • Принцип развивающего обучения
    Требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка.
  • Принцип осознания процесса обучения
    Данный принцип предполагает необходимость развития у ребенка рефлексивной позиции: как я узнал новое, как думал раньше. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. И если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, то он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. "Ребенок, каким бы посредственным ни был уровень его способностей, в чем-то должен переживать успех, чувствовать себя в чем-то творцом, хозяином, превосходящим чем-то других", В.А.Сухомлинский.
  • Принцип воспитывающего обучения
    Обучающая деятельность педагога как правило носит воспитывающий характер. Содержание обучения, форма его организации, методы и средства оказывают влияние на формирование личности в целом. Методы обучения
    1. Последовательное знакомство с различными техниками компьютерной графики: конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет составляют из отдельных частей. Он чаще используется на этапах изучения инструментария редакторов; комбинированный – при создании изображения используются несколько графических техник.
    2. Словесный метод:
    • беседа, рассказ
    • объяснение, пояснение
    • вопросы
    • словесная инструкция
    3. Наглядный:
    • демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных (видеоуроки, картины, рисунки, фотографии)
    • показ выполнения работы (частичный, полностью)
    4. Игровой. Элементы соревнования.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ Данная программа модифицированная, так как создана на основе уроков образовательных сайтов, но подобранный материал адаптирован с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся. Отличительная особенность программы в том, что:
  • Простейший графический редактор применяется в создании сложных работ;
  • Материал для изучения профессиональных графических редакторов адаптирован для детей среднего школьного возраста;
  • При изучении различных техник выполнения работ учащиеся знакомятся с работами художников, дизайнеров;
  • Для комплексного закрепления материала используется самостоятельная творческая, проектная деятельность учащихся;
  • Включены занятия с профориентационной тематикой для осознания роли полученных знаний в профессиональной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа предназначена для детей среднего школьного возраста с 11 лет до 14 лет. К этому возрасту, дети приобретают некоторый опыт работы с компьютером, в Интернет, с компьютерной графикой. Запись на обучение производится по желанию родителей и детей, с медицинской справкой без специального отбора.
Группы имеют постоянный состав.
Сроки реализации образовательной программы Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие, занятие-беседа, занятие-соревнование. Занятия строятся с учетом обучающей, воспитательной и развивающей стороной педагогического процесса.
Занятия проводятся по утвержденному расписанию 2 академических часа 2 раза в неделю с перерывом на разминку, 144 часа в год.
Ожидаемые результаты По окончании обучения ребенок должен:
  • иметь представление о возможностях создания и обработки изображений;
  • уметь использовать различные техники создания и обработки изображений, уметь создавать анимационные спецэффекты;
  • уметь создавать свои собственные графические объекты, используя возможности профессиональных графических редакторов;
Программой предусмотрена аттестация учащихся, направленная на выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков, сформированных компетенций и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ.
Входная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в сентябре.
Промежуточная - в декабре, апреле-мае - по итогам полугодия или учебного года.
Итоговая аттестация проходит в апреле-мае по окончании полного курса обучения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Способы определения результативности:
  • Практические задания
  • Самостоятельные творческие, проектные работы,
  • Выставки, соревнования, конкурсы.
  • Индивидуальная папка работ в электронном виде;
  • Портфолио обучающегося (материалы лекций с дополнениями и комментариями детей, распечатки работ уроков, работы – участники конкурсов, выставок, документы - свидетельства с выставок и т.д.)

Учебно-тематический план

1 год обучения
№ п/п Раздел программы Всего часов Теория Прак-
тика
1 2 2
2 12 4 8
Входная аттестация 2 2
3 Вспомогательные программы 12 4 8
4 Изучение простых инструментов редактора Adobe Photoshop 22 10 12
5 16 6 10
6 Техника коллажирования, комбинирование изображений 10 4 6
7 Использование различных техник при создании изображений 12 5 7
Промежуточная аттестация 2 2
8 10 4 6
9 8 4 4
10 8 3 5
11 16 16
Итоговая аттестация 2 2
12 Учебно-игровые занятия 10 10
Итого 144 49 95
2 год обучения
№ п/п Раздел программы Всего часов Теория Прак-
тика
1 Вводное занятие. Техника безопасности. Техника пожарной безопасности. 2 2
2 18 6 12
3 Состав изображений 22 10 12
4 Входная аттестация. Создание плаката с образцами классов объектов. 2 2
5 Линии 16 6 10
6 Текст 12 4 8
7 Промежуточная аттестация. Квест-игра. 2 2
8 Объекты 24 10 14
9 Заливки 18 6 12
10 Выставочная деятельность обучающихся 16 4 12
11 Обводка контуров 4 2 2
12 Совокупности объектов 8 4 4
Итого 144 54 90

Cодержание дополнительной образовательной программы

Примерная структура занятия

  1. Организационная часть. Проверка готовности к занятию;
  2. Основная часть. Теоретическая (лекционная) часть;
  3. Практическая 1 – выполнение текущих заданий по теме лекции (с помощью педагога, коллективное выполнение, выполнение в парах);
  4. Перерыв – разминка;
  5. Практическая 2 – выполнение индивидуальных заданий (самостоятельная работа);
  6. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Правила техники безопасности в компьютерном классе. Правила поведения в образовательном учреждении. Правила пожарной и террористической безопасности. Правила дорожного движения. Знакомство с программой работы на год.

1 год обучения

Вспоминаем принципы работы в Paint
Прием прорисовки объема предмета, использование текстур, выделение, копирование, разворот, масштабирование частей рисунка.

Вспомогательные программы
Изучение этого материала показывает детям возможности использования уже знакомых программ для работы с графикой, возможность взглянуть на имеющийся багаж знаний с точки зрения его практической полезности. Уроки по использованию Интернета, поиск и сохранение информации, работа с презентациями: создание презентаций, новый кадр, вставка текста, вставка графики, шаблоны оформления, анимированные и звуковые эффекты.

Техника коллажирования, комбинирование изображений.
Теория:
Изучение специфики графики в технике коллажа. Знакомство и обсуждение классических работ в этой технике. Рисование коллажей "от простого к сложному" (от "склеивания" готовых изображений в Paint к единой, связной картине в GIMP), приемы комбинирования изображений.
Практика:
Создание простейшего коллажа, подбор темы и материалов, добавление спецэффектов (свечение, звезды, брызги и т.д.), коллаж «Игрушки», «Конь, бегущий по берегу моря».

Выставочная деятельность учащихся.
Эта тема занимает важное место в рамках программы и как стимул изучения материала, повышения самооценки детей, значимости их достижений, и как концентрация полученных знаний, комплексное применение их на практике. Каждый учащийся в течении учебного года оформляет, как минимум, 2 работы на конкурсы областного уровня (4 за курс) и 2 работы на выставки в учреждении (4). Подбор темы работы для выставки. Поэтапный разбор создания рисунка. Просмотр работ по теме в Интернет (работы художников, дизайнеров).

Использование различных техник при создании изображений.
Изучение свойств различных инструментов, позволяющих как создавать новые изображения ("Зимний лес" - работа кистями), так и обрабатывать уже готовые ("Портрет кистью"- инструмент художественная кисть с предысторией) в особенной художественной манере. Практика «Комната смеха» (трансформация своей фотографии) Эллиптическая область. Рисуем объем «Шар» (градиент), «Открытка Новогодние шары», «Новогодние шары со звездами» (использовать инструмент трансформации), Картина кистью «Зимний лес». Просмотр работ художников. Анализ, Подбор палитры., Практика «Зимний лес», «Рисуем елку в снегу», Смешивание цвета. Рисуем снег (использование шаблонов кисти).,выделение с помощью инструмента «Быстрая маска»., практика «Вывеска зоомагазина», Фильтры. Галлерея фильтров. Практика «Рисуем облака», Техника витража. Просмотр работ известных художников. Практика «Витраж - цветок», витраж на свободную тему.,Комбинирование эффектов фильтров. Практика «Создание текстуры воды».

Изучение принципов работы в Adobe Photoshop
Их сходство и отличие от работы в Paint (растровая графика, способ копирования, вырезания, переноса, слои, области выделения, сложные параметры инструментов).

Изучение простых инструментов редактора Adobe Photoshop
Освоение работы в профессиональном графическом редакторе начинается с изучения работы его простых, схожих с уже известными ученикам (по редактору Paint) инструментов, таких, как ластик, кисть, овальная, прямоугольная область выделения. В то же время, при изучении этих инструментов происходит осознание принципов работы в более серьезном редакторе.

Способы создания GIF анимации
Анимация - выразительный инструмент отображения компьютерной графики. Этот спецэффект можно широко использовать в электронном виде (графика для презентаций, электронных документов, смайлы, оформление ников, аватар, электронных писем, открытки, календари).

Способы оформления текстовой информации в Adobe Photoshop
Оформление текстов занимает важную роль как в изучении редактора, так и в применении этих знаний на практике (оформление различных документов, презентаций, красочных подписей). Тексты также могут быть и частью самой графики (обложки книг, музыкальных альбомов, подпись работы).


2 год обучения

Основные понятия компьютерной графики
В этом разделе рассматриваются некоторые основные понятия компьютерной графики. Также мы познакомимся с организацией рабочего пространства и интерфейса пользователя CorelDRAW и освоим некоторые стандартные приемы работы с графическими документами.

Состав изображений
В векторной графике имеется несколько классов таких четко определяемых графических объектов под обобщающим названием примитивы. В этом разделе мы познакомимся с набором примитивов CorelDRAW, их атрибутами и способами построения на рисунке, а также с другими объектами, которые, не являясь в строгом смысле слова примитивами, во многом похожи на них.

Линии
В этом разделе обсуждаются приемы построения всевозможных линий. Как правило, именно работа с линиями вызывает наибольшие сложности у пользователей CorelDRAW. Причина этого - не в сложности освоения и использования инструментария, а в недостаточном понимании моделей, с помощью которых линии представляются на изображении. В этом разделе мы познакомимся с такими классами объектов, как кривая (curve), размерная линия (dimension line), соединительная линия (interactive connector line) и суперлиния (artistic media group). Мы узнаем, как они устроены, и освоим приемы их построения.

Текст
Необходимость введения в инструментарий художника-оформителя, дизайнера, художника по рекламе средств автоматизации работы с текстом не вызывает сомнений. Однако, если при работе над текстовым документом с помощью текстового процессора первостепенную роль играет семантическая функция текста (та информация, которую кодируют текстовые символы), то при включении текста в графическое изображение не менее важной оказывается его эстетическая функция, художественное воздействие, которое оказывают на зрителя те же символы своим начертанием, цветом, взаимным расположением.

Объекты
Основными структурными единицами изображений в векторной графике являются объекты. В процессе работы над изображением пользователь анализирует свой творческий замысел, мысленно разбивает будущее изображение на отдельные объекты, а затем работает с ними, располагая их в соответствии с композицией и добиваясь желаемого зрительного эффекта настройкой их атрибутов. В этом разделе рассматриваются наиболее часто применяющиеся приемы обработки объектов. Кроме того, большинство рассматриваемых приемов входят составными частями в более сложные приемы преобразования объектов, поэтому их освоению стоит уделить достаточное внимание.

Заливки
Мы уже знаем, что при определении формы объектов, из которых состоит векторное изображение, приходится иметь дело с линиями и узлами. Расположение узлов, тип объекта и форма линии во многом определяют, что мы увидим на итоговом изображении. Во многом, но не во всем. Узлы и линии - это скелет изображения, но восприятие этого изображения определяется не только ими. Рассматривая готовую работу, зритель видит не сами объекты, а их заливки и контуры. Контурам посвящен следующий раздел, а сейчас мы изучим заливки. Под заливкой в векторной графике принято понимать заполнение замкнутого объекта.

Обводка контуров
Эта тема посвящена обводке - совокупности параметров модели, управляющих цветом и другими характеристиками отображения линий изображения. До этого мы считали все линии, входящие в состав изображений векторной графики, одинаковыми так как линия рассматривалась лишь как граница объекта. В этой теме линии рассматриваются как самостоятельные элементы изображения, и особое внимание уделяется не их форме, а способу, которым они отображаются на экране монитора и печатной странице.

Совокупности объектов
Ранее рассматривались операции, позволяющие упорядочивать отдельные объекты, располагая их в соответствии с требованиями композиции будущей работы и художественным замыслом автора. Однако большинство работ строятся не просто как сумма объектов - отдельные объекты образуют более или менее устойчивые образования иерархической структуры. Например, несколько эллипсов могут образовывать новые элементы изображения - колеса автомобиля или лепестки ромашки. В этой теме рассматриваются операции, в результате которых возникают или разрушаются образования, включающие в себя несколько объектов.

1 и 2 год обучения

Самостоятельная творческая проектная деятельность
Закреплению изучаемого материала, развитию внимания, аккуратности, терпения у детей при выполнении работ, развитию творческой активности способствуют практические занятия на свободную тему, как правило, после изучения очередного блока программы. На втором году обучения предпочтение отдается выполнению проектных, требующих сложного поэтапного анализа и выполнения, работ ("Фото рамка", "Мой календарь"). Проекты помогают комплексному закреплению материала, используются в выставочной деятельности, а также являются демонстрацией вариантов применения полученных знаний.

Занятия на профориентационную тематику
На втором году обучения дети осознают графические возможности компьютера в изучаемых редакторах и, соответственно, свои возможности в компьютерной графике. Занятия на профориентационную тематику с помощью психологов дают возможность оценки своей деятельности в этой области уже в масштабах будущей жизни и профессиональной деятельности детей.

Учебно-игровые занятия
Способствуют укреплению дружбы в коллективе, созданию непринужденной, неформальной обстановки для отдыха и обсуждения некоторых рабочих моментов (выставок, изучаемых тем, применения знаний на практике). На таких занятиях организуются игры-соревнования с использованием компьютерных программ на развитие творческого мышления, зрительной памяти, внимания, мышления.

Методическое обеспечение

Методы обучения

  1. Последовательное знакомство с различными техниками компьютерной графики:
    • конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет составляют из отдельных частей. Он чаще используется на этапах изучения инструментария редакторов;
    • комбинированный – при создании изображения используются несколько графических техник.
  2. Словесный метод:
    • беседа, рассказ;
    • объяснение, пояснение;
    • вопросы;
    • словесная инструкция.
  3. Наглядный:
    • демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных (видеоуроки, картины, рисунки, фотографии);
    • показ выполнения работы (частичный, полностью).
  4. Игровой. Элементы соревнования.

Мониторинг образовательных результатов
Цель:
непрерывное отслеживание состояния образовательного процесса, выявление уровня развития способностей, личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы.

Критериальная база мониторинга образовательных результатов

Критерии Показатели Диагностическое средство Формы фиксации Сроки проведения
1. Уровень сформированности познавательного потенциала в области прорграммы 1. Усвоение ЗУН
2. Качество выполненных практических работ.
3. Интерес к обучению.
4. Достижения учащихся.

Устный опрос.
Тестирование.
Статистический анализ текущего и итогового освоения ЗУН.

Практические и самостоятельные работы.
Анализ творческих работ.
Выставка.

Педагогическое наблюдение.

Индивидуальный образовательный маршрут.

Портфолио работ, фото и видео материалы.

Групповые листы наблюдения.

Портфолио достижений.

В течение года
2. Уровень сформированности нравственного потенциала личности. Динамика нравственной направленности. Педагогическое наблюдение. Индивидуальный и групповой лист наблюдения. В течение года.
3. Уровень развития творческих способностей учащихся.

1. Участие учащихся в мероприятиях и выставках.

2. Наличие продуктов оригинальной, творческой, изобретательской деятельности.

Просмотр и анализ портфолио творческих работ.

Педагогическое наблюдение.

Фото и видео архив, портфолио достижений.

Портфолио работ

Индивидуальный и групповой лист оценки.

В течение года.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее оборудование и материалы.

  1. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.
  2. Компьютеры.
  3. Периферийные устройства.
  4. Устройства вывода (принтеры).
  5. Сканеры (планшетный).
  6. Цифровой слайд проектор.
  7. Столы, стулья, шкафы.
  8. Классная доска.
  9. Методические и дидактические материалы.

Педагогические условия реализации программы

Педагог: Васильева Светлана Вячеславовна, образование - высшее, *****************, высшая квалификационная категория.

Список литературы:

  1. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. Выпуск 1.1 Поурочные планы. – М. : «Экспресс», 1995. – 56 с.: ил.
  2. Гурова Л. Л. Психология мышления. – М.:ПЕЗ СЭ, 2005, стр.266
  3. Демирчёглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: "Луко- морье", Темп МБ, Новый Центр, 1997. - 256 с.
  4. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. М., ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999. – 432с.: ил.
  5. Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. (Тематический контроль по информатике.)/ Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. – М. Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
  6. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
  7. Камбурова Л. Шаг за шагом. Комплексный образовательный проект. Информатика. – М. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1998 г.
  8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1
  9. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993.
  10. Новиков Ф. А., Яценко А. Д. Microsoft Office 2000 в целом. – СПб.:БВХ- Петербург, 2001.-728 с.: ил.
  11. Савин Н. В. Педагогика. «Просвещение», Москва, 1978 г.
  12. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с., ил.
  13. Симонов С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: учебное пособие для средней школы. –М.: АСТ-ПРЕСС, Инфоком-Пресс, 2000. -592 с.
  14. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Изд. 6-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 1995.-432 с.:ил.
  15. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. - 704 с.
  16. Федеральный закон о дополнительном образовании
  17. Приложение 2 к Положению о 8 Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 № 06-1844. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
  18. Сборник СанПиН
  19. «Конвенция о правах ребенка», М., 1990.

Приложение 1
Критериально-оценочная база оценки образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программе "Компьютерная графика и дизайн"

Задача Критерий Показатель Метод
Обучить приемам работы в различных графических редакторах Уровень выполнения работ Практические работы (качество, законченность, количество);
ведение и понимание записей теории.
Устный опрос;
контрольные задания;
соревнования внутри объединения.
Участие в конкурсах (уровень конкурса, результативность). Участие в конкурсах.
Обучить различным техникам обработки и создания изображенийв, созданию спецэффектов Уровень применения на практике различных техник в работе с изображе-
ниями.
Практические работы с использованием различных техник(качество, законченность, количество) по заданию педагога.
контрольные задания.
Самостоятельные творческие работы (количество, уровень, законченность). Самооценка работ ребенка; наблюдение педагога, выставки на стенде.
Развить конструктивно-технические способности учащихся Уровень обработки графических изображений. Записи конспектов теории, практические работы на обработку изображений(качество, разноплановость, количество). Рабочая электронная папка индивидуальных работ;
ведение рабочих тетрадей.
Самостоятельные творческие работы с использованием изученных техник и методов(качество, разноплановость, количество). Участие в конкурсах.
Развить творческие способности учащихся Уровень самостоя-
тельных творческих работ.
Законченность, разноплановость, количество (по темам). Наблюдение;
анализ.
Применение изученных техник и методов для выполнения авторских творческих работ (комплексно). Наблюдение;
анализ;
участие в конкурсах.
Формирование аккуратности, терпения, самостоя-
тельности учащихся
Уровень выполнения практических работ (поэтапно). Промежуточные состояния практических работ (наличие). Самоанализ;
опрос;
анализ;
уровень конкурсных работ.
Аккуратное ведение записей теоретического материала. Наблюдение (лист наблюдений)
Формирование ценностного отношения к труду Уровень выполнения, применение авторских работ. Уровень выполнения, законченность, использование авторских работ.. Количество законченных работ.
Участие в мероприятиях учреждения ДО, оформлении рабочего стенда и благотворительных акциях с использованием авторских работ Количество авторских работ для мероприятий.

Приложение 2
Система результатов на уровне ребенка

Направленность Научно-техническая
Название программы Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа "Компьютерная графика и дизайн"
Возраст 11 - 14 лет
Цель программы Расширить познания детей в области компьютерной графики, дизайна для их успешной социализации и профподготовки.
Результаты обучения
  • знание теоретических основ возможностей создания и обработки изображений;
  • умение использования различных техник работы с изображениями, анимацией;
  • умение создавать свои собственные графические объекты, используя возможности различных графических редакторов.
Результаты развития
  • развитие конструкктивно-технических способностей;
  • развитие творческих способностей.
Результаты воспитания
  • формирование аккуратности;
  • формирование ценностного отношения к труду.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by Disqus

2013-2017 Светлана Васильева. При любом использовании ссылка на сайт обязательна.

Предварительный просмотр:

Управление Образования

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

«Станция Юных Техников г.Новоуральск»

Образовательная программа

« Увлекательный Photoshop

для дополнительного образования детей

возраст 12-18 лет на 1 год обучения

общее количество часов 144»

Разработал: Давыдова О.Ю.

Педагог дополнительного

Образования

г.Новоуральск

2014 г.

Пояснительная записка

В настоящее время одним из направлений научно-технического прогресса является компьютеризация всех сфер человеческой деятельности. Персональные компьютеры (ПК), которые появились более 20 лет назад, перестали быть диковинкой. Новые технологии с успехом внедряются в различные области науки. Новая область знаний и научных исследований стала повседневной практикой, доступной и необходимой. Информатика успешно сочетается с математикой, физикой, экономикой, другими предметами. Одно перечисление профессий, в которых могут использоваться компьютерные навыки, грозит превратиться в протяжённый список, который никогда не будет полным. Новые компьютерные профессии рождаются ежедневно вместе с новым программным обеспечением. Для творческой личности ПК предоставляет неограниченные возможности для совершенствования.

Сегодня информационные технологии являются неотъемлемой частью учебного и научного прогресса, поэтому система «человек-компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается не только специалистов, но и всех членов общества. Информатика уже прочно завоёвывает своё место в общеобразовательных школах и в дополнительных образовательных учреждениях.

Конечно же, информационные технологии не стоят на месте, происходит постоянное обновление, вследствие чего появляется необходимость совершенствовать взаимодействие человека с компьютером. Знакомство с новыми программными продуктами и новыми методиками, отсутствие качественных учебно-методических изданий - всё это вызывает потребность в создании программы для расширения спектра спецификации.

Развитость методов и средств современных информационных технологий создаёт реальную возможность для их использования в системе дополнительного образования с целью развития творческих способностей ребёнка в процессе его образования.

Интенсивные преобразования в социально-политической и духовной жизни России обуславливают необходимость пересмотра и поиска новых путей совершенствования обучения и воспитания школьников. Учебно-воспитательная работа в современной школе должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей не только общества, но и самих обучающихся.

Сложившаяся в стране социально-экономическая ситуация существенно повлияла на систему образования и воспитания, на организацию детского досуга. Сегодня именно дополнительное образование направлено на решение проблем воспитания и развития личности, организации досуга, выбор круга общения, жизненных ценностей и ориентиров, профессиональное самоопределение обучающихся.

Цель курса – создание условий для развития творческих способностей учащихся через освоение растрового редактора Adobe Photoshop.

Задачи :

  • совершенствовать исследовательские умения и творческий потенциал учащихся;
  • освоить приёмы обработки растровых изображений;
  • усвоить основные методы работы с векторной графикой в рамках данного редактора.

В настоящее время существует сравнительно немного программ по информатике для учащихся 12-18 лет.

Вот некоторые из них:

  • Программа курса для общеобразовательных школ и классов с углублённым изучением математики.

Составители: В.А.Каймин, Ю.С.Завальский

В данной программе узконаправленная технология работы с графикой, рассчитанная на глубокое изучение программирования.

  • Программа курса для классов с углублённым изучением информатики.

Составители: А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов

Данная программа направлена на ознакомление учащихся с отраслью общественного производства, не изучается ни один графический редактор.

  • Программа факультативного курса.

Составитель: Г.К.Григас

Данная программа морально устарела, не ведётся изучение приёмов работы с графикой.

Данный курс рассчитан на один год обучения и направлен на учащихся 12-18 лет, обладающих первоначальными знаниями по пользовательской информатике и имеющих навыки работы в простейших графических программных продуктах, таких как Paint Brash, ЛогоМиры, Corel Xara, Photoimpression, Laza Labl и других.

Количество детей в группе: 10 человек.

Весь учебный год учащиеся знакомятся и достаточно глубоко осваивают такой растровый редактор как Adobe Photoshop.

Данный редактор откроет учащимся огромные возможности для обработки растровых изображений и фотографий. Инструменты векторной графики позволят нарисовать любую фигуру и оформить её заливку и контур, создать свой собственный шрифт, текстовые эффекты украсят работу, а фильтры придадут ей особенный стиль. Все эти инструменты рисования значительно облегчают оформительскую работу и дадут учащимся безграничные творческие перспективы.

В данной программе используются такие методы обучения, как: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Работа по данной программе может проводиться по следующим формам организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы проведения занятий: лекции, беседы, семинары, игры, практические и лабораторные работы, конкурсы на создание графического и анимационного изображения.

В процессе обучения выделено несколько форм организации контроля: вводный, текущий, рубежный, итоговый.

Данный курс предполагает использование следующей типологии занятий: комбинированные, сообщение новых знаний, повторение, закрепление знаний, контроль и оценка знаний, систематизация изученного материала, занятие-беседа, занятие-игра, лекция-визуализация (основное содержание лекционного материала представлено в образной форме).

Предполагаемый итог учебного года:

В течение 1 и 2 полугодия учащимися выполняются различные лабораторные и практические работы, которые позволяют создать базу индивидуальных проектов. Эти проекты в дальнейшем ребята оформляют в виде книжек или презентаций.

Подведение итогов подводится каждое полугодие и реализуется подготовкой базы индивидуальных проектов, участием в выставках и конкурсах.

Таким образом, данная программа расширяет и углубляет знания обучающихся об основах компьютеризации, развивает творческие способности учащихся с помощью информационных технологий.

Учебно-тематический план

тема

Количество часов

всего

теория

практика

Социокультурный блок.

Знакомство с компьютерной программой Adobe Photoshop. Назначение и возможности программы.

Основные инструменты, меню.

Панели и палитры.

Основы работы с растровыми изображениями.

Дополнительные средства Photoshop.

Работа с файлами: сохранение, оптимизация, печать.

Настройки программы.

Цвет: выбор и управление.

Работа со слоями.

Выделение фрагментов изображения и работа с ними.

Работа со слоями: эффекты и дополнительные инструменты.

Коррекция цвета изображения и окрашивание.

Текст в Photoshop.

Социокультурный блок.

Векторная графика в Photoshop.

Градиенты и фильтры для всего изображения.

Итоговое занятие.

ИТОГО:

ТЕМА 1. Социокультурный блок. (8 ч.)

Набор в объединения. Формирование детского коллектива.

ТЕМА 2. Знакомство с программой Photoshop. (2 ч.)

Первичный инструктаж по ТБ. Назначение и возможности программы.

ТЕМА 3. Основные инструменты, меню. (2 ч.)

Основные понятия : окно, панель, интерфейс, меню, пиктограмма.

Интерфейс Photoshop. «Горячие» клавиши. Меню File. Меню Edit. Меню Image. Меню Layer. Меню Select. Меню Filter. Меню View. Меню Window. Меню Help.

Практическая работа : исследование основного меню программы.

ТЕМА 4. П анели и палитры. (4 ч.)

Основные понятия : панель инструментов, панель опций, палитра.

Панель инструментов. Панель опций. ПалитрыNavigator\Info\Histogram. ПалитрыColor\Swatches\Styles. ПалитрыHistory\Actions\ToolPresets. Палитры Character\Paragraph. ПалитрыLayers\LayerComps\Channels\Paths. ПалитраBrushes. ПалитраAnimation. Открытие изображения с помощью AdobeBridge. Палитра Folders. Палитра Favorites. Палитра Preview. Палитра Keywords. Палитра Metadata. Поиск файлов.

Практическая работа : исследование основных панелей и палитр.

ТЕМА 5. Основы работы с растровыми изображениями. (16 ч.)

Основные понятия : слой, пиксель, каналы, маска слоя, режим смешивания, фильтры, режим изображения.

Основные понятия: слой, пиксели, каналы, маска слоя, режимы изображения, режимы смешивания, фильтры. Сканирование как источник изображения. Использование команды CropandStraighten. Создание нового изображения. Выбор характеристик цветовых пространств. Изменение масштаба пикселей. Изменение размеров изображения. Фильтр UnsharpMask. Изменение размеров холста. Поворот изображения. Изменение масштаба просмотра изображения. Перемещение изображения в окне. Изменение режима показа изображений.

Практическая работа : практическое исследование цветовых пространств программы. Работа с изображениями.

ТЕМА 6. Дополнительные средства Photoshop. (10 ч.)

Основные понятия : линейный режим, нелинейный режим, автоматизация.

События. Действия и автоматизация. Палитра History: линейный и нелинейный режимы палитры, снимки, инструмент HistoryBrush, инструмент ArtHistoryBrush, инструмент Erase.

Практическая работа : применение инструмента Кисть и Архивная художественная кисть.

ТЕМА 7. Работа с файлами: сохранение, оптимизация, печать. (6 ч.)

Основные понятия : растровый формат.

Команда New. Команда Open. Команда Browse. Команда Save. Команда Plaсe. Команды Import и Export. Команда Scripts. Команда FileInfo. Команда Print. Остальные команды меню File. Растровые форматы.

Практическая работа : исследование меню File.

ТЕМА 8. Настройки программы. (4 ч.)

Основные понятия : «горячие» клавиши.

Основные установки. РазделFileHandling. РазделDisplay&Cursors. РазделTransparency&Gamut. Раздел Units & Rulers. Раздел Guides, Grid & Slices. Раздел Plug-Ins & Scratch Disks. РазделMemory&ImageCache. РазделType. Задание “горячих» клавиш. Настройка меню.

Практическая работа : исследование основных разделов. Настройка меню.

ТЕМА 9. Цвет: выбор и управление. (8 ч.)

Основные понятия : диалоговое окно.

Общие понятия о цвете. Выбор цвета в диалоговом окне ColorPicker. Выбор цвета в палитре Color. Выбор цвета в палитре Swatches. Инструмент Eyedropper. Выбор цвета при работе с изображениями. Устранение эффекта красных глаз.

Практическая работа : устранение с фотографии «красных глаз». Работа с разными цветовыми оттенками.

ТЕМА 10. Работа со слоями. (6 ч.)

Основные понятия : слой, трансформация слоя, корректирующий слой, непрозрачный слой, слой заливки.

Понятие слоя. Создание нового слоя. Основные операции со слоями: отображение и сокрытие слоя, порядок следования слоёв, удаление слоя, трансформация слоя. Непрозрачность слоя. Корректирующий слой. Слой заливки.

Практическая работа : работа со слоями.

ТЕМА 11. Выделение фрагментов изображения и работа с ними. (20 ч.)

Основные понятия : область выделения, привязка, линейки, направляющие линии.

Выделение фрагмента изображения. Операции над областями выделения. Перемещение и копирование выделенных фрагментов. Привязка, линейки и направляющие линии.

Практическая работа : выделение фрагмента и работа с выделенными областями.

ТЕМА 12. Работа со слоями: эффекты и дополнительные инструменты. (10 ч.)

Основные понятия : маска, связывание слоя.

Эффект Drop Shadow. Эффект Inner Shadow. Эффект Outer Glow. Эффект Inner Glow. Эффект Bevel&Emboss. Эффект Satin. Эффект Color Overlay. Эффект Gradient Overlay. Эффект Pattern Overlay. Эффект Stroke. Связывание слоёв. Маски. Композитные изображения.

Практическая работа : применение эффектов к слоям.

ТЕМА 13. Коррекция цвета изображения и окрашивание. (10 ч.)

Основные понятия : ретушь.

Общие понятия. КомандаVariations. Команда Levels. Команда Curves. Команда Color Balance. Команда Hue\Saturation. Команда Brightness\Contrast. Команда Invert. Команда Equalize. КомандаT hreshold. Команда Posterize. Команда Replace Color. Команда Match Color. Команда Photo Filter. Команда Shadow\Highlight. Заливка. Ретушь.

Практическая работа : работа с основными командами.

ТЕМА 14. Текст в Photoshop. (6 ч.)

Основные понятия : линейная деформация, растеризация.

Особенности работы с текстом. Инструмент Type. Редактирование текста. Дополнительные возможности при работе с текстом. Эффекты при работе с текстом. Создание текста кистью.

Практическая работа : практические задания и лабораторные на создание и оформление текста.

ТЕМА 15. Социокультурный блок. (4 ч.)

Проведение массовых мероприятий внутри объединения.

ТЕМА 16. Векторная графика в Photoshop. (20 ч.)

Основные понятия : сплайн, векторная графика, контур, вершина, контур отсечения.

Понятие сплайна. Особенности работы с векторной графикой. Создание контуров. Преобразование контуров и областей выделения. Перемещение контура. Копирование контура. Трансформация контура. Работа с отдельными вершинами. Настройка вершин. Добавление и удаление вершин. Обводка контуров. Заливка контуров. Контуры отсечения. Фигуры: создание фигур, стили фигуры, работа с пользовательскими фигурами, особенности работы со слоями. Растеризация векторных объектов. Импорт и экспорт контуров.

Практическая работа : практические задания на освоение приёмов работы с векторной графикой.

ТЕМА 17. Градиенты и фильтры для всего изображения. (12 ч.)

Основные понятия : градиент, фильтр.

Создание градиента. Работа с наборами градиентов. Настройка градиента. Работа с галереей фильтров. Ослабление действия фильтра. Фильтр Liquify. Фильтр Extraсt. ФильтрPatternMaker. ФильтрVanishingPoint. ФильтрыгруппArtistic&Sketch. ФильтрыгруппBlur&Sharpen. ФильтрыгруппBrushStrokes. ФильтрыгруппDistort. Фильтры групп Noise&Pixelate. Фильтры групп Render. Другие группы.

ТЕМА 18. Итоговое занятие. (4 ч.)

Подведение итогов. Оформление созданных индивидуальных проектов в виде книжек или презентаций. Защита проектов.

Учебно-методическое обеспечение

  • Кабинет, оснащённый персональными компьютерами.
  • Техническое оснащение занятий: компьютер (монитор, системный блок, колонки, клавиатура, мышь, коврик для мыши), сервер, принтер, сканер, видеопроектор, Internet.
  • Материалы: тетради, ручки, карандаши, линейки, штрих, ластик, дискеты, диски (CD или DVD), флэш-карта, карта памяти, бумага для принтера, цветной и чёрный картридж, файлы.
  • Оснащение: доска, фломастеры для доски, кондиционер, компьютерные столы, регулируемые стулья.
  • Методические средства:
  • Литература:
  • Компьютерные программы:

Компьютерная программа Adobe Photoshop CS 5 – версия MS Windows 2010 года;

Компьютерная программа Adobe Image Ready CS 5;

Компьютерная программа Microsoft Office Word 2010;

Компьютерная программа Microsoft Power Point 2010.

  • Тесты, практические работы, лабораторные работы.

Список литературы

  1. Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям».

М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999

  1. Демидов А.Г., Грохульская Н.Л. «Занятия в компьютерном классе: гигиенические требования. Методические рекомендации».

Ек.: Уральский Государственный Педагогический Университет, 2001 г.

  1. Журналы «Информатика и образование».
  1. Каймин В.А. «Информатика. Учебное пособие и сборник задач с решениями».

М.: Бридж, 1994

  1. Карасёва Э.В. Ретушь в растровом редакторе Photoshop. Новая жизнь старых фотографий. М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2005
  1. Карасёва Э.В., Чумаченко И.Н.. Шаг за шагом. Photoshop CS 2 М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2005
  1. Лапчик М.П. «Методика преподавания информатики». Св.: 1987
  1. Образовательная программа МОУ ДОД «СЮТ». Новоуральск, 2005
  1. Педагогический глоссарий.
  1. «Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Основы информатики и ВТ». М.: Просвещение, 1992
  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.
  1. «Учительская газета».

Дизайн (англ. design - инженер-конструктор) - замысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция. Высококачественный дизайн - это творчество + профессионализм. Вышеуказанные качества, конечно же, приходят с опытом работы в сфере дизайна, а вот раскрыть талант, проявить фантазию поможет курс "Компьютерный дизайн ".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" создана на основании примерной программы по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) МО РФ.

Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" - комплексная, модифицированная. Направленность данной программы - научно-техническая. Программа предназначена для детей 10 - 14 лет. Занятия направлены на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей средствами и методами информатики и ИКТ.

Актуальность

Актуальность создания программы обусловлена тем, что в условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники, знания, умения и навыки, составляющие "компьютерную грамотность", приобретают характер сверхнеобходимых. Представители многих профессий уже долгое время пользуются компьютером. Данная программа является благоприятным средством для формирования инструментальных личностных ресурсов, для формирования метапредметных образовательных результатов: освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Новизна

Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире.

Педагогическая целесообразность

Программа способствует творческому развитию детей. Современное информационное общество требует постоянного обновления и расширения профессиональных компетенций. Необходимо улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. В процессе реализации данной программы формируются и развиваются знания и практические навыки работы на компьютерах, которые необходимы всем для успешности в будущем.

Принципы содержания программы

  1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха.
  2. Творчество: реализация творческих задач через использование активных методов и форм работы.
  3. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка к самостоятельным.
  4. Опора на внутреннюю мотивацию: эмоциональное вовлечение обучающегося в творческий процесс.
  5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной образовательной программы является то, что она ориентирована на тех детей, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики, опирается на элементарное владение учащимися компьютером, расширяет имеющиеся знания, углубляет их, создаёт условия для дифференциации и индивидуализации обучения. Интегрированное предъявление знаний из разных областей способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.

Цель программы

Цель программы состоит в создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Задачи данной образовательной программы

1 год обучения

Обучающие:

  • освоение системы знаний
  • о роли и назначении прикладного программного обеспечения для создания, редактирования на экране графических изображений, презентаций,
  • об информационном моделировании как основном методе при создании рисунков,
  • об основных приемах и принципах композиции, дизайна в графике;
  • овладение умениями использования компьютера
  • при работе с графическими объектами,
  • для создания рисунков с использованием приемов композиции, дизайна в графике;
  • при создании презентаций.

Развивающие:

  • развитие графических навыков,
  • развитие умения организации собственной учебной деятельности,
  • развитие потребности в самостоятельной работе,
  • развития умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Воспитательные

  • воспитывать исполнительность,
  • воспитывать умение оценивать работы сверстников; самооценка,
  • воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

2 год обучения

Обучающие:

  • освоение системы знаний
  • о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера,
  • о роли и назначении прикладного программного обеспечения для восстановления фотографий и обработки цифровых изображений,
  • об информационном моделировании как основном методе при создании композитных изображений,
  • об основных приемах и принципах восстановления черно - белых и цветных фотографий.

Развивающие:

  • развитие познавательных способностей,
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей,
  • развитие элементов системного мышления,
  • развитие коммуникативных качеств.

Воспитательные

  • воспитание информационной культуры,
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
  • формирование установки на позитивную социальную деятельность,
  • формирование стремления к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Сроки реализации данной образовательной программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Возраст детей 10 - 14 лет.

Методы и формы решения поставленных задач

Форма занятий - групповая. Режим занятий следующий: 1-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год, 2-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год. Всего 152 часа за 2 года. Наполняемость группы - 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Занятия комбинированные: состоят из теоретической и практической частей. Так как программа ориентирована на большой объем практических работ с использованием ЭВМ (до 65% учебного времени) по всем темам, занятия включают здоровьесберегающие технологии: организационные моменты, проветривания помещения, перемены, перерывы, во время которых выполняются упражнения для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления.

Работа с ЭВМ проводится по трем формам:

  1. Демонстрационная - работу на ЭВМ выполняет учитель, а учащиеся воспроизводят действия на рабочих местах.
  2. Фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны учителя.

Для выполнения творческих работ используется технология проектов.

Ожидаемые результаты

После завершения курса первого года обучения обучающийся будет знать:

  • назначение и основы применения компьютерной графики;
  • специальную терминологию;
  • принцип работы графического редактора;
  • простейшие методы создания и редактирования графических изображений с помощью программы;
  • понятие композиции, дизайна в графике;
  • назначение и возможности программы создания презентаций;
  • способы создания презентаций с помощью шаблонов;
  • что можно делать с текстом;
  • что можно делать с графическим изображением;
  • способы управления анимацией.

Обучающийся будет уметь:

  • запускать графический редактор, создавать и редактировать изображения;
  • сохранять и загружать изображения;
  • выполнять операции над фрагментами;
  • выполнять надписи на изображении;
  • решать типовые задачи обработки графической информации;
  • самостоятельно создать и редактировать графические открытки;
  • создавать и редактировать презентации, используя программу MS PowerPoint.

После завершения курса второго года обучения обучающийся будет знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • назначение и возможности программы Adobe Photoshop ;
  • методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • основы работы с текстом; способы эффектного оформления фотографий;
  • приемы восстановления фотографий с помощью программы Adobe Photoshop ;
  • приемы создания многослойных документов, фотомонтажей, коллажей.

Обучающийся будет уметь:

  • создавать, закрашивать и редактировать простейшие растровые графические изображения;
  • выделять, перемещать и копировать графические изображения и трансформировать изображения;
  • сохранять выделенные области для последующего использования;
  • выполнять операции со слоями; создавать многослойные документы; создавать фотомонтажи, коллажи;
  • применять к тексту различные эффекты;
  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
  • раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
  • выполнять тоновую коррекцию фотографий; выполнять цветовую коррекцию фотографий; ретушировать фотографии;
  • создавать фотомонтажи, коллажи.

Способы определения результативности

Управление программой: после изучения каждого раздела программы выполняются творческие задания по заданной или свободной теме, проводится занятие - "вернисаж" работ обучающихся. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, представление которого происходит на итоговых занятиях. Лучшие работы направляются на различные конкурсы по информатике.

Учебно-тематический план

Название темы Количество часов
общее теория практика
1 год
1 Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе 30 11,5 18,5
2 Модуль 2. Создание презентаций 42 12 30
Повторение. Резерв 4 1,5 2,5
2 год
3 Модуль 3. Фотомастер 66 21 45
4 Повторение. Резерв 10 5 5
Всего за 2 года 152 51 101

Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе (30 часов)

Содержание материала. Основные характеристики графического редактора. Знакомство с графическим интерфейсом. Сохранение рисунка. Открытие файла с нужным рисунком. Выбор цвета. Рисование. Создание рисунков с помощью карандаша. Изменение масштаба рисунка. Графические примитивы и их использование при создании графических изображений. Выбор фона. Использование алгоритмов в среде графического редактора. Приемы работы с повторяющимися объектами. Работа с фрагментами рисунка. Поворот рисунка, растяжение, сжатие, наклон объекта. Работа с текстом. Понятие композиции, дизайна в графике. Придание объема, тени, светотени объектам. Изображение объектов в перспективе.

Модуль 2. Создание презентаций (42 часа)

Содержание материала. Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Что можно делать с текстом. Что можно делать с графическим изображением. Анимация объектов. Управление анимацией. Эффекты анимации. Установка длительности показа слайдов. Рисование в PowerPoint. Автофигуры. Масштабирование изображения. Дизайн слайда. Вставка звука. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка изображения. Подготовка и представление презентаций на выбранную тему.

Модуль 3. Фотомастер (66 часов)

Содержание материала. Знакомство с программой Adobe Photoshop. Работа с файлами. Создание фона. Теория цвета. Цветовые модели. Цветовые режимы. Изменение фона рисунка. Кисть, определенная пользователем. Изменение масштаба. Инструменты выделения и перемещения. Работа с областями. Инструменты рисования. Приемы рисования: имитация различных средств. Инструмент Ластик. Слои. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Цифровое рисование. Рисование кривых произвольной формы. Основы работы с текстом. Формирование символов и абзацев, "горящая" и "ледяная" надписи. Сияющий текст. Применение фильтров. Эффектное оформление фотографии. Создание композитных изображений. Восстановление черно - белых фотографий. Восстановление цветных фотографий. Печать изображений. Передача изображения Photoshop в программу PowerPoint. Программа Adobe Photoshop и Web. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Коллаж.

Модуль 4. Повторение (14 часов)

Методическое и программное обеспечение

Методические рекомендации по проведению практических работ. Дидактическое обеспечение: тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, разноуровневые задания, занимательные задания, игровые задания, система упражнений для глаз.

Программные средства: операционная система Windows, офисное приложение, включающее программу разработки презентаций, растровый графический редактор PhotoShop / операционная система Linux, свободно распространяемое программное обеспечение ("близнецы" необходимых программных продуктов). Босова Л.Л., Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2007.

Перечень используемых ППС

  • Графический редакторPaint
  • Microsoft PowerPoint
  • Adobe Photoshop

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие специально оборудованного кабинета:

  • рабочее место преподавателя: компьютер - AQUARIUS, Intel CORE Duo
  • 12 рабочих мест учащихся: компьютеры - AQUARIUS, Intel CORE Duo
  • принтер струйный, принтер лазерный
  • сканер
  • интерактивная доска Panasonic.

Список использованной литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  3. Как перейти с компьютером на ТЫ. Творческие проекты и оригинальные решения - "ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2008.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Богомолова О.Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Горбунова Л.Н., Лунина Т.П. Клуб весёлых информатиков. - Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов "Информатика". - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Лицей №11 им.Б.В.Шопина»

(МБОУ г.Шахты «Лицей №11»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУг.Шахты«Лицей№11»

Приказ от 31.08.2015 № 285

М.Г.Рудь

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Основы компьютерной графики.

Редактор AdobePhotoshop»

(указать учебный предмет)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование - 9 классы

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35 ч

Учитель Баландина Оксана Сергеевна

(ФИО)

Программа курса составлена в соответствии Базисным учебным планом , обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством образования Российской Федерации.

(указать примерную программу/ издательство, год издания)

Пояснительная записка.

Данная программа курса «Основы компьютерной графики. Редактор AdobePhotoshop» представляет собой один из вариантов построения программы курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся по информатике и ИКТ. Программа курса знакомит учащихся с работой графического редактора AdobePhotoshop, который предназначен для всесторонней обработки растровых изображений, и является дополнением к теме учебника «Технология обработки графической информации».

Появление и распространение персональных компьютеров изменило многие профессии. Когда стали достаточно мощными и появились качественные устройства вывода, начали развиваться программы, автоматизирующие процесс верстки публикаций – настольные издательские системы. Бесспорным лидером отрасли уже многие годы является компания AdobeSystemsInc. Программы Photoshop, Illustrator, FrameMaker, Acrobat и другие образуют мощный комплект программного обеспечения современного издательства. Программа AdobePhotoshop является лидером среди профессиональных графических редакторов за счет своих широчайших возможностей, высокой эффективности и скорости работы. Программа предоставляет все необходимые средства для коррекции, монтажа, подготовки изображений к печати и высококачественного вывода.

Вторая, не менее обширная, сфера применения программы – Web – дизайн и электронные публикации.

Люди самых различных профессий применяют компьютер­ ную графику в своей работе. Это исследователи в различных науч­ных и прикладных областях, художники, конструкторы, специали­ сты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики реклам­ ной продукции, создатели Web-сайтов, авторы мультимедиа-презентаций, модельеры тканей и одежды, фотографы, специали­ сты теле- и видеомонтажа и др.

Содержание курса обусловлено тем, что большинство уча­ щихся на уроках знакомятся с технологией обработки графической информации лишь поверхностно. Изучаемый материал доступен для учащихся и раскрывает широкие горизонты для их худо­жественного творчества. Основное требование к предва­рительному уровню подготовки - умение работать в операционной системе Windows .

Модуль «Компьютерная графика» относится к наиболее впечатляющим современным компьютерным технологиям, расширяющим кругозор, тренирующим восприятие, формирующим исследовательские умения.

Знания, полученные при изучении данного курса, учащиеся могут использовать на уроках информатики, графики, ИЗО.

Умения создавать изображения можно использовать в докла­ де, статье, мультимедиа-презентации, при создании Web-страницы или импортировании в документ издательской системы.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к информационно-технологическому профилю через освоение но­вых аспектов содержание данного курса включает ма­териал, выходящий за рамки школьной программы, усиливающий практическую направленность курса (редактирование старых се­мейных фотографий, создание поздравительных открыток, кален­дарей со вставкой своего фото и др.).

Тематический план курса определяется его целью и задачами. В содержании программы нашли отражение следующие темы:

      • Графический редактор Adobe Photoshop.

        Рисование и раскрашивание.

        Фильтры.

        Выделение и перемещение.

        Работа со слоями.

        Работа с текстом.

        Масштаб.

Основу методики преподавания данного курса составляет диалогическое взаимодействие учителя и ученика, предполагающее их совместную деятельность, направленную на создание условий для эвристического поиска, нахождение истины и реализации принципов личностно-ориентированного образования. С целью обеспечения качественного обучения, специализированной подготовки обучаемых используются следующие методы обучения: монологический, диалогический, эвристический, работа с книгой, инструктивно- практический, объяснительно-побуждающий, практический метод, метод проектов.

Теоретический материал создает базу знаний, ориентирующую учащихся на самостоятельный поиск смысла понятийного аппарата, разрешение возникающих противоречий, анализ и выявление взаимосвязей, фактов.

Изучение теоретического материала сопровождается системой практических занятий, которые не только обеспечивают связь теории и практики, но и позволяют развивать самосознание учащихся, формировать их психологическую готовность к самореализации, овладевать знаниями и умениями, необходимыми в дальнейшей жизни.

Дидактические единицы, предназначенные для самостоятельной работы учащихся, в тексте рабочей программы обозначены знаком «*».

Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых, реализуются различные формы проведения урочных занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, проектная деятельность.

Обязательные результаты изучения курса «Основы компьютерной графики. Редактор AdobePhotoshop» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся».

Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучаемыми. Учащиеся должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать графические объекты, оперировать ими, применять полученные знания для решения задач в различных областях.

Изучение курса «Основы компьютерной графики. Редактор AdobePhotoshop» завершается выполнением и защитой проекта.

Цель курса:

Приобретение учащимися знаний и умений работы с компьютерной графикой в пакете PhotoShop, который предоставляет все необходимые средства для коррекции, монтажа, подготовки изображений к печати и высококачественного вывода. В программу включено приобретение учащимися умений и навыков редактирования и создания растровой графики, работы с фотографиями и коллажами из них, рисованными иллюстрациями.

Задачи:

    овладение умениями создания и редактирования растровых графических объектов,

    приобретение опыта информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда,

    воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умение планировать, работать в коллективе,

    установка на позитивную социальную деятельность в информационном обществе,

    формирование умений планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств,

    выработка потребности обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером, профессиональная ориентация.

Содержание обучения.

Тема 1. Введение .

Тема 2 . Специфика дизайнерского искусства.

История дизайна. Основные художественно- выразительные средства дизайна. Полезные советы начинающему дизайнеру.

Тема 3. Графический редактор Adobe Photoshop .

Основные понятия: растровое изображение, пиксель, инструменты, слои, интерфейс, палитры.

Графические редакторы. Форматы графических изображений. Графический редактор AdobePhotoshop (особенности меню, рабо­чее поле, панель инструментов, панель свойств, строка состояния).

*Самостоятельная работа: Отработка навыков работы с панелью инструментов.

Тема 4 . Рисование и раскрашивание.

Выбор основного и фонового цветов. Режимы смещения цве­тов. Пипетка. Использование инструментов рисования: карандаш, кисть, ластик, заливка, палец, штамп, градиент. Рисование кривых произвольной формы. Инструмент Перо.

Практическая работа : Создание рисунков с помощью инструментов: кисть, карандаш, линия.

Практическая работа : Создание рисунков с помощью инструмента Перо.

Тема 5 . Масштаб.

Инструменты изменения масштаба: рука, лупа и палитра Нави­гатор. Способы изменения масштаба. Заливка мелких изображений.

Практическая работа : Раскрашивание мелких рисунков с помощью инструмен­тов изменения масштаба.

*Самостоятельная работа: Устранение дефектов раскрашивания с помощью инструментов изменения масштаба.

Тема 6. Выделение и перемещение.

Основные понятия: выделение.

Способы выделения. Использование различных инструментов выделения: область, лассо, волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью.

Практическая работа . Выделение объектов рисунка с помощью инструментов: область, лассо, волшебная палочка.

Практическая работа.

Тема 7. Работа со слоями.

Основные понятия: слой, имя слоя, слой-маска, эффект.

Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: отбрасывание тени, удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение. Форматы сохранения документа.

Практическая работа . Использование слоев для создания изображения или кол­ лажа.

*Самостоятельная работа.

Тема 8. Работа с текстом.

Основные понятия: текст.

Особенности простого и фигурного текста. Оформление тек­ста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

Практическая работа . Создание этикетки продукта с использованием работы с текстом.

Тема 9. Фильтры.

Основные понятия: фильтры.

Группы фильтров: искажение, мазок кистью, пиксели, рез­кость, рендер, свободное преобразование, стиль, текстура, художе­ство, эскиз.

Практическая работа . жения.

10. Проектная деятельность .

*Самостоятельная работа. Подборка графических объектов для проекта.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

    назначение графического редактора Photoshop;

    возможности графического редактора AdobePhotoshop;

    понятие и структуру растровых изображений;

    основные элементы интерфейса программы.

Учащиеся должны уметь:

    запускать и закрывать программу;

    открывать и сохранять файлы в программе Adobe PhotoShop;

    строить выделения с помощью различных инструментов;

    рисовать кистью;

    использовать различные режимы наложения;

    применять различные виды заливки;

    создавать градиентные заливки;

    работать с палитрой слоев;

    создавать, удалять, дублировать слой;

    создавать различные эффекты слоя;

    создавать фигурный и простой текст различных направлений;

    изменять текст;

    уметь применять различные эффекты к текстовому слою;

    применять различные виды фильтров к изображению.

Тематическое планирование спецкурса

«Основы компьютерной графики. Редактор Adobe Photoshop»

п/п

Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Всего

Теор.

Практ.

Самост.

Тема 1. Введение

Компьютерная графика и ее программные средства. Основные виды изображений в компьютерной графике: растровые, векторные, трехмерные, фрактальные.

02.09

Тема 2 . Специфика дизайнерского искусства

История дизайна . Основные художественно - выразительные средства дизайна. Полезные советы начинающему дизайнеру.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Написание рефератов.

09.09

Тема 3. Графический редактор Adobe Photoshop

AdobePhotoshop – растровый графический редактор. Основные понятия, знакомство с панелью инструментов. Основные инструменты создания изображений – готовые фигуры, текст.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей.

16.09

23.09

Тема 4. Рисование и раскрашивание

Цвет, оттенок, контрастность, насыщенность. Каналы цвета.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

30.09

07.10

Рисование и раскрашивание.

Практическая работа: Создание рисунков с помощью инструментов: кисть, карандаш, линия. Практическая работа: Создание рисунков с помощью инструмента Перо.

14.10

21.10

28.10

Тема 5. Масштаб.

Инструменты изменения масштаба: рука, лупа и палитра Нави­ гатор. Способы изменения масштаба. Заливка мелких изображений.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

11.11

18.11

Практическая работа: раскрашивание мелких рисунков с помощью инструмен­тов изменения масштаба.

25.11

Самостоятельная работа: устранение дефектов раскрашивания с помощью инструментов изменения масштаба.

Тема 6. Выделение и перемещение

Инструменты вырезания изображения – лассо, прямолинейное лассо, магнитное лассо; волшебная палочка, область выделения.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

02.12

09.12

Практическая работа. Выделение объектов рисунка с помощью инструментов: область, лассо, волшебная палочка.

16.12

Практическая работа.

Создание изображения с помощью инструментов выделения и перемещения.

23.12

Тема 7. Работа со слоями

Слои. Работа со слоем. Свойства слоя.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

13.01

20.01

Практическая работа.

Использование слоев для создания изображения или кол­лажа.

Самостоятельная работа.

Создание проекта с 2-мя слоями

27.01

Тема 8. Работа с текстом .

Оформление тек­ ста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

03.02

10.02

Практическая работа.

Создание этикетки продукта с использованием работы с текстом.

17.02

Тема 9. Фильтры

3,5

7,5

Фильтры. Функции, настройки. Фильтры группы Имитация.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

24.02

02.03

Применение фильтров к одному и тому же изображению. Комбинация фильтров.

0,5

09.03

Фильтры группы Искажение. Фильтры группы Оформление.

0,5

16.03

Фильтры – размытие и резкость.

0,5

06.04

Фильтры Стилизация и Текстура.

0,5

0,5

13.04

Фильтры Штрихи и Шумы

0,5

0,5

20.04

Фильтры группы Эскиз.

0,5

0,5

27.04

Практическая работа. Применение фильтров для достижения эффекта изобра жения

04.05

Практическая работа. Создание и разработка собственного проекта – открытки.

11.05

Разработка проекта

18.05

25.05

Итого:

35

12,5

2 2,5

4

Основная литература:

  1. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. / Угринович Н.Д.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

    Windows- CD. Компьютерный практикум на CD- ROM. / Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика» в 2 частях: "Прикладная Информатика" и "Теоретические основы Информатики"

    Мультимедийный учебник для учащихся профильных школ или классов по предмету Компьютерная графика и дизайн. Ю.Катханова, Д.Кирьянов, Е. Кирьянова, Е.Дубов, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Катхановой Ю.Ф., зав. кафедрой «Начертательная геометрия, компьютерная графика и дизайн». Москва. Copyright © ООО “Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение”, 2003.

Дополнительная литература:

    Павлов. Самоучитель Adobe Photoshop7. Аквариум. 2006г.

    Пореев В. Н. Компьютерная графика: Учебное пособие. СПб.: BHV-Санкт - Петербург,2002.

    Стрелкова Л. М. Практикум по AdobePhotoshop. M.: Ин­теллект-центр, 2004.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания

Похожие статьи