Карельский перешеек. (Welcome) качестве в Челябинске

С мая по сентябрь из уютной Лаппеенранты, которую называют дочерью Саймы, отправляются по озеру большой и комфортный теплоход Camilla (Камилла). Шлюзы, через которые проходит теплоход и великолепные пейзажи оставляют неизгладимое впечатление от таких круизов. Прохождение шлюза- мероприятие увлекательное и зрелищное. Судно опускается и когда уровень воды выравнивается, шлюз открывается. Перепад высот до 13 метров. В какой-то момент становится даже страшновато.

Корабль совпеменный и просторный, есть большая открытая верхняя палуба, при ней закрытая терраса и кафе. А внизу ресторан с баром и закрытая палуба. Для детей есть игровой уголок.Аудиогид на финском, немецком и английском языке рассказывает об истории Лаппеенранты и Саймы.

Чудесная возможность разнообразить летний день таким вот круизом - приятное времяпровождение вдали от городской суеты и новые впечатления гарантированы.

Полезная информация

Теплоход Камилла построен во Франции в 1987 году. Длина 31,2м, ширина 8,4м, глубина 1,6м. Максимальное количество пассажиров - 350.

С 22 мая по 1 сентября отправления с понедельника по субботу. Круиз по Сайменскому каналу с 12.00 по 14.00. В июле - дополнительно по субботам с 15.00 по 17.00 и по воскресеньям с 14.00 по 16.00. Круиз по каналу и архипелагу озера Сайма с 18.00 по 21.00.

Билеты можно приобрести на набережной, возле теплохода Camilla.

Для заказных круизов маршрут, программа и меню составляются с учётом индивидуальных пожеланий клиента.

Расписание круизов и цены: http://www.karelialines.fi/camilla/russia.html

Зашли в турбюро, чтобы узнать насчет круизов по Сайменскому каналу, как добраться общественным транспортом до музея канала, а также на всякий случай выяснили где здесь можно подешевле переночевать. Потом я занялась изучением технических материалов, чтобы спланировать поездку оптимальным образом. План был следующим: с утра сесть в маршрутку, выйти не доезжая Лаппеенраты и погулять вдоль старого канала, посетить музей канала, затем вызвать такси, приехать на причал, сесть на «El Faro», пройти за два часа один шлюз, потом на такси вернуться домой. Бюджет поездки предполагался следующий: маршрутка туда 1200 руб., музей 150 руб., такси до причала примерно 1000 руб. (на троих), круиз на «El Faro» 800 руб., поздно вечером такси обратно из Лаппенранты до Петербурга 8000 руб. (снова делим на троих) То есть на человека получалось примерно по 5200 руб. Лена petite_nyctale сразу согласилась с моим планом. Но тут как раз с туретчины вернулась Лена К., которая собиралась поехать вместе с нами. Лена летела через Хельсинки, где на обратном пути подзадержалась на несколько дней. В результате необузданного шопинга она слегка поиздержалась, а пенсию, как известно, у нас один раз в месяц платят, а не каждый день, поэтому Лена заявила, что тратить на однодневную поездку более пяти тысяч это слишком дорого. «А почему бы нам не съездить с ночевкой?»- настойчиво вопрошала она. Тогда, по мнению Лены, это вышло бы как-то дешевле. Ехать с ночевкой я категорически не хотела. Долго мы оптимизировали варианты, обе Лены оказывали на меня такое давление, что я затрудняюсь оценить его в мегапаскалях. Естественно, что у всего есть некий предел прочности, устала я сопротивляться, не выдержала, сломалась и согласилась ехать с ночевкой. Но, в таком случае, я сказала, что не поеду на двухчасовой круиз с одним шлюзом. Хочу пройти весь канал, от Саймы до Финского залива. Поэтому на второй день утром я сяду на теплоход и поминай как звали. Неожиданно обе Лены тоже захотели в большой круиз. Всё решилось в самый последний момент. Завтра, 31 июля, собираемся ехать, а сегодня только договорились. Как-то всё вышло уж очень стремительным домкратом. Уже стояла на платформе, одной ногой в электричке, чтобы ехать в город, и в этот момент звонит petite_nyctale и спрашивает, какой номер бронировать за 4300 руб. или за 5000 руб. Ответила, что мне всё равно в каком номере страдать. Пока ехала в электричке, вдруг подумала, что собираемся в большой круиз 1 августа, а это пятница. А вдруг мест нет? У меня с собой был рекламный буклет, в котором указан номер телефона фирмы. Решила позвонить, узнать что да как. Позвонила, мне отвечают «паявяя», к счастью девушка на том конце всё сразу поняла и переключила на русскоговорящую сотрудницу, с которой я обо все договорилась, забронировала три места, назвала свою фамилию и номер телефона. Пообещала, что завтра часа в три придем выкупать билеты. Вечером того же дня внезапно выяснилось, что в моём замечательном плане образовалась, не по нашей вине, небольшая трещина.

Места в маршрутке мы бронировали заранее, ещё в понедельник 28 июля. Днем, 30 июля, накануне поездки, мы с petite_nyctale получили смс-ки, в которых сообщалось, что вечером нам позвонит водитель. Лена К. смс-ку не получила. Вечером водитель позвонил. Сразу выяснилось, что это химически чистый идиот. Дальнейший анализ подтвердил отсутствие даже следов интеллекта. Одна извилина и та ниже спины. Он перепутал все адреса, явки, пароли. Про Лену К. вообще забыли, пришлось напомнить. Водитель выругался. Потом он сказал, что приедет за мной часиков в восемь утра. Позвонила Лене К., чтобы она к восьми была готова. Утром в половине шестого вдруг звонок, приеду к семи. Звоню Лене – просыпайся. Всего в маршрутке восемь мест. Мы с Леной живем рядом. Потом поехали забирать девушку, адрес которой тоже перепутали, затем на кольцевой дороге к нам сели ещё три девушки, около девяти утра забрали, наконец, petite_nyctale .

Трещина в моем плане образовалась следующим образом. На маршруточном сайте указано, что мы должны были приехать в Лаппеенранту в 9 утра по финскому времени. А музей открывается в 11. Предполагалось, что мы пару часиков успеем до жары погулять вдоль старого канала. А когда водитель сказал, что приедет за мной только в восемь утра, сразу стало понятно, что до жары погулять не получится.

Нашу границу проскочили быстро, зато на финской застряли. Там дежурила смена каких-то практикантов, которым видимо хочется потренироваться в русском языке. И вот начинается какая-то тягомотина – куда едете, когда обратно, зацем едете. А почему это ваш маршрут не совпадает с маршрутом водителя. Еле отвязалась. Слава богу, проехали. Тут выяснилось, что в навигаторе водителя нет нужного нам адреса. Ну, или этот идиот не умеет пользоваться навигатором. Вот как такое может быть в наше время?!
Каким-то чудом мы свернули в нужном месте и вышли рядом с каналом у шлюза «Мустола» на Sulkutie 65 (sulku – шлюз, tie - дорога). Было 11 часов по местному времени.

В словаре Брокгауза и Ефрона о Сайменском канале сообщается:

На самом деле шлюзов на старом канале было 15, но они были двух- и трехкамерными. Камеры шлюзов имели сквозную нумерацию. Поэтому двухкамерные шлюзы имели двойные номера, а трёхкамерные – тройные. Всего на старом Сайменском канале имелось 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов. Общее количество шлюзовых камер на всех шлюзах Сайменского канала равнялось 28.

Во время реконструкции канала в 1920-30-х и во время строительства нового канала в 1960-х судоходство по старому каналу не прекращалось. Благодаря этому сохранилось несколько старых шлюзов, которые в настоящее время музеефицированы. Мы прогулялись вдоль русла старого канала мимо старых шлюзов № 2-4 «Мялкия», № 5 «Малая Мустола» и № 6-8 «Мустола».

Наш маршрут вдоль старого канала от шлюза № 6-8 «Мустола» до музея:

Когда мы вышли из маршрутки, в шлюзе «Мустола» находился корабль, поэтому мы скорее побежали по мосту, так как его должны были сейчас поднять:

У старого шлюза № 6-8 «Мустола» имеется водосливный канал, расположенный с северо-восточной стороны от старого шлюза. Канал в плане имеет форму дуги, которая отходит перпендикулярно направлению канала в верхнем бьефе шлюза и присоединяется к каналу у нижнего бьефа. Этот канал позволяет сливать воду из верхнего бьефа шлюза в нижний, минуя сам шлюз. Возможно, что этот канал использовался для регулировки уровня воды в канале.

На канале сооружены две плотины.

Старый шлюз № 6-8 «Мустола» расположен рядом с современным шлюзом «Мустола». Шлюз трёхкамерный. В настоящее время старый шлюз используется в качестве водосливного канала, по которому вода сливается из верхнего бьефа шлюза «Мустола» в нижний, минуя новый шлюз.

Новый шлюз «Мустола»

На старом Сайменском канале у старого шлюза № 6-8 «Мустола» располагался док. Вход в док находился в верхнем бьефе шлюза «Мустола», рядом с верхними воротами шлюза. Канал для входа судов в док отходил перпендикулярно направлению Сайменского канала и перекрывался воротами. Ворота дока были двустворчатые и имели конструкцию, похожую на конструкцию шлюзовых ворот. На каждой из створок ворот имелась задвижка для впуска воды в док, приводимая в действие ручным приводом с зубчатой рейкой. Ворота открывались вручную с помощью приводов с зубчатыми рейками, похожих на приводы шлюзовых ворот. Отличие от приводов шлюзовых ворот заключалось в наличии механизма с коническими шестернями. От дока сохранилась часть канала с воротами. Ворота дока полностью сохранились, включая механизмы открытия ворот и впуска воды в док.

Осмотрев старый и новый шлюзы «Мустола», мы отправились дальше по направлению к старому шлюзу «Малая Мустола». На фотографии видно, что в этом месте русла нового и старого каналов расходятся. Слева новый канал и шлюз «Мялкия», справа старый канал и однокамерный шлюз «Малая Мустола»

Старый шлюз № 5 «Малая Мустола» является одним из наиболее хорошо сохранившихся шлюзов старого Сайменского канала. У шлюза сохранились нижние шлюзовые ворота с механизмами привода ворот и выпуска воды из шлюза. Верхние шлюзовые ворота не сохранились. На их месте была сооружена бетонная стенка, которая сдерживала уровень воды в верхнем бьефе шлюза.

Привод шлюзовых ворот старого шлюза № 5 «Малая Мустола»:

Нижние шлюзовые ворота старого шлюза № 5 «Идем дальше посередине между старым Малая Мустола»:

Вид на новый канал:

Старинные дома:

Шлюз «Мялкия» на новом канале:

Рядом на скале высечена памятная надпись:

Впереди шустрый «El Faro», на котором вечером я отправилась на прогулку по архипелагу:

Старый шлюз № 2-4 «Мялкия» расположен на участке старого русла Сайменского канала рядом с современным шлюзом «Мялкия». Шлюз трёхкамерный. В этом месте старое и новое русло Сайменского канала сходятся. У старого шлюза «Мялкия» сохранились гранитные стенки. Шлюзовые ворота и механизмы не сохранились. В верхнем бьефе шлюз перекрыт плотиной.

В нижнем бьефе старого шлюза «Мялкия» через старое русло канала сооружён пешеходный мост:

Рядом с старым шлюзом «Мялкия» находится парк имени Урхо Кекконена. В честь открытия после реконструкции канала в парке между старым и современным шлюзами «Мялкия» в 1968 году был установлен памятник:

На памятнике карта парка Урхо Кекконена с участками старого и нового русла Сайменского канала:

На другой стороне надпись, в которой сказано, что Сайменский канал был реконструирован в 1963-1968. Мелким шрифтом сказано, что «строительство стало возможным благодаря договору с Советским Союзом об аренде части канала Финляндией. Новый канал имеет восемь шлюзов, из которых Мялкия является самым высоким».

На другой стеле «Старый Сайменский канал был построен в 1845 – 1856 годах. Перепад уровня между озером Сайма и Финским заливом около 76 метров, для преодоления которого на канале было 28 шлюзов. Шлюз Мялкия состоял из трёх шлюзовых камер».

Памятник в честь князя Александра Сергеевича Меншикова, генерал-губернатора Финляндии в 1831 – 1854 годах, когда было начато строительство Сайменского канала.
На камне на финском и русском языках высечены слова: «Генералъ Губернаторъ Князь Меншиковъ приступилъ къ исполненію сего важнаго предпріятія»:

В 2006 году отмечалось 150-летие канала. В честь этого события на месте разветвления старого и нового каналов была установлена арка.

Тут я обратила внимание, что надпись на русском языке выполнена в старой орфографии, да и гранит, из которого сделаны плиты, отличается от гранита, из которого сделана арка. На плитах по-русски написано:
«Императоръ Николай I въ 1845 году началъ», «Императоръ Александръ II въ 1856 году окончилъ.»

Позже всё разъяснилось. Изначально плиты были установлены на старом канале рядом с несуществующим теперь шлюзом №1 «Лауритсала». Там они были до 2006 года, потом их установили на памятник 150-летия канала.
О старом и новом канале много интересного.

Буквально пару дней назад я рассказывал о финской , возведенной в 1941-1944 годах для защиты от СССР. Мы говорили о том, что общая длина укреплений достигает 1200км и они вытянулись от побережья Финского залива до Баренцева моря на крайнем севере. Сегодня, абсолютно случайно вновь наткнулся на части линии Салпа, я просто ехал в музей камня Ylamaa Spectrolite , который должен был посетить по программе пресс-тура. Музей расположен в 15 минутах езды от пограничного перехода с Россией Торфяновка - Vaalimaa, а после него я решил сделать круговой маршрут назад в Лаппеенранту по второстепенным грунтовым дорогам и посмотреть пару деревянных церквей. Надо сказать, что церкви я так и не отыскал, зато наткнулся на несколько обьектов линии Салпа не обозначенную на туристических картах. А ближе к вечеру прокатился на прогулочном пароходе через шлюзы Сайменского канала.

Но начну с самого начала. Музей камня неплохой (моей спутнице понравился), но я далек от тематики украшений и драгоценностей, так что от комментариев воздержусь; пресс-тур это все же не только путешествия, но и обязательная часть программы -

А потом были мои любимые бункера. Их точное месторасположение на Google.Maps -

После полутора часов "кручения" по грунтовым дорогам приграничной зоны юго-востока Финляндии, выбрался наконец на трассу (ура, снова асфальт) и взял направление на местечко Suur Saimaa, откуда надеялся заехать с машиной на паром и переплыть гигантское озеро Саймаа. Но я "прокололся" дважды: во-первых зарядил дикий дождь с которым не справлялись дворники и ехать пришлось еле-еле чтобы не вылететь с дороги, а во-вторых отмеченная на карте паромная переправа давно не действовала. И мне пришлось возвращаться в Лаппеенранту так и не выполнив задуманное. Вот паромный маршрут, который я задумал, но так и не реализовал. С другой стороны посмотрели красивые виды на озеро Саймаа и прогулялись по лесу -

Еще я пообедал, купив в супермаркете кусок лосося, пару бананов и коробку черной смородины. И знаете что вам скажу? Это в сто раз вкуснее и приятнее, что все шикарные рестораны вместе взятые, в которых я питался последние дни. Серьезно, у меня не укладываются в голове счета за скромную трапезу в 60 евро; хорошо, что плачу не я, а организаторы - лично мне бы не пришло в голову отдавать такие офигенные суммы за суп и кусок мяса. Здесь же 300 грамм лосося куплены за 3,95 евро, бананы еще около 1 евро, смородина 4 евро и все, прекрасно пообедал -

Пикник на обочине, что называется -

Собственно, озеро Саймаа -

Неработающая паромная переправа -

А вечером в программе был 3-часовой круиз по озеру Саймаа на корабле. Покупая билеты в кассе на причале в Лаппеенранте, обратил внимание на рекламу круизов отсюда в Выборг. Интересен подобный круиз тем, что вы проходите через Сайменский канал и несколько шлюзов. Их организует местная компания Saimaa Travel и стоит удовольствие 63 евро. В принципе слышал о них и раньше, но здесь увидел воочию, что билеты спокойной продаются в кассе и корабли курсируют ежедневно. Можно ли отправиться на корабле в обратном направлении, т.е поймать его в Выборге и приплыть в Лаппеенранту - не выяснял. Пограничный контроль проходят прямо в здании лаппеенратского морвокзала -

Лаппеенрантский целлюлозно бумажный комбинат, кстати, один из самых крупных в мире производителей бумаги. Лично мне жаль миллионы срубленных деревьев -

Входим в Сайменский канал -

Кстати, канал имеет очень интересную историю. Как гласит Википедия, канал был построен в 1845-1856 годы в и впервые пущен 7 сентября 1856 года. Капитально реконструирован в 1963-1968 годы. Он имеет протяженность около 60 километров, из которых 25 находятся на территории России. Смысл таков, что через этот канал проходят суда из озера Саймаа в Финский залив. Выход канала находится чуть южнее Выборга. До "Зимней войны" 1940-го года весь канал был на территории Финляндии, а теперь финны вынуждены арендовать южную часть канала у России. В Лаппеенранте находится интересный музей истории Сайменского канала , куда стоит заглянуть всем, кто данной тематикой интересуется.

В моем случае речь шла о круизе по озеру Саймаа и прохождению пары шлюзов. Разумеется, что я бы предпочел вместо этого круиз в Выборг, но программа - есть программа. Кстати, я впервые в жизни проходил шлюз, это нечто незабываемое -

Глядите, как убывает вода и судно стремительно опускается на дно шлюза -

Еще 3 минуты и мы в самом низу. Главное чтобы не прорвало шлюз и масса воды не смяла наше суденышко. Шучу, тут все продумано -

Слушать тишину, вдыхать пропитанный еловым и сосновым ароматом воздух, следить за отражением облаков, плывущим по тихой воде, и участвовать в традиционных финских развлечениях – все это подарит вам короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие по Сайменскому каналу.

Путешествие по Сайменской системе

Полу-тысячелетняя история

Возраст Сайменского канала, соединяющего Выборгский залив с озером Сайма , насчитывает чуть более 150 лет. Но попытки его создания начались почти пол-тысячи лет назад. Впервые об этом задумался еще в 1499 году Эрик Туресcон Бьелке, комендант крепостей Выборг и Оланвилинна . Дело было в том, что Сайменская озёрная система была связана с Ладожским озером и Финским заливом только бурными и узкими порожистыми реками. Они отлично подходили для рыбной ловли, но, увы, совсем не годились на транспортировки грузов. Чтобы привезти жителями Суоми соль, спички и продукты из Швеции, нужно было 50 верст тащить корабли волоком по земле. Это не только затрудняло торговое сообщение, но и существенно повышало цены на товары. Эрик Туресcон Бьелке с энтузиазмом принялся за создание канала, начертил план работ, нанял рабочих… К сожалению, результатом усилий стал лишь ров длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. После этого работы пришлось остановить − стало ясно, что рытье канала займет слишком много времени и обойдется слишком дорого. После этого попытки соединить озеро Сайма с Финским заливом или Ладожским озером предпринимались множество раз, но успеха не имели. Все изменилось в начале XIX века. К тому моменту Финляндия стала частью Российской империи, а технологии строительства ушли далеко вперед. В 1826 году финны отправили депутацию крестьян к Николаю I с просьбой наконец соединить водной дорогой озеро Сайма и Финский залив. Император одобрил идею, но, увы, нужной для строительства суммы в казне в тот момент не нашлось. Работы по созданию канала начались лишь в 1845 году и продлились около 11 лет. На этот проект ушла астрономическая по тем временам сумма – 12 миллионов серебряных марок – но благодаря высокой эффективности канала затраты окупились всего за 25 лет. Сейчас общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, а России − 34 км. Суоми арендует еще 19,3 км канала. Стоимость аренды составляет 1,22 миллиона евро в год плюс 18 евроцентов за каждую валовую единицу вместимости судов.Сейчас по каналу ежегодно проходят около 11,5 кораблей, которые перевозят 4,6 млн. тонн грузов.

5 часов тишины

Несмотря на громкое название «круиз», путешествие по Сайменскому каналу от Выборга до Лаппеенранты длится всего 5 часов. Но не спешите разочаровываться − за это время можно увидеть очень многое.

Шлюзы – специальные устройства, позволяющие судам преодолеть большой перепад воды − один из самых интересных моментов путешествия по каналу. Всего их придется преодолеть восемь: пять на российской стороне, и три – по другую сторону границы. Обязательно выйдете на палубу, чтобы полюбоваться быстротой и точностью работы шлюзов. На Сайменском канале, в отличие от круизов по судоходным российским рекам, кораблик не останавливается перед воротами шлюза в ожидании, когда они распахнутся. Здесь шлюзы автоматически открываются при приближении судна, подобно дверям в супермаркете. На то, чтобы заполнить шлюз водой и поднять кораблик на 10 метров уходит все насколько минут. Всего за время путешествия по Сайменскому каналу судно поднимаются на целых 80 метров.

По берегу Сайменского канала проходит дорога Выборг - Брусничное - Нуйяма - Лаппеенранта, по которой опытные путешественники наверняка много раз ездили в Финляндию. Плывя на кораблике, довольно любопытно взглянуть на эту дорогу с воды.

Рядом с четвёртым по счету (если ехать из России в Финляндию)шлюзом под названием «Илистое» (финское имя − Lietjärvi) расположено старое русло канала, которое использовалось до реконструкции 1960-х годов. Сейчас оно сохраняется в рабочем состоянии для тех случаев, когда необходим экстренный водосброс воды из канала.

После шлюза под названием Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви. Здесь хорошо смотреть на синюю водную гладь с небольшими гребешками волн и летающих над дней чаек. Также озеро интересно тем,что именно по нему проходит официальная граница России и Финляндии.

Поле последнего шлюза Mälkiä корабль входит в знаменитое озеро Сайма – крупнейшую и красивейшую водную систему Финляндии, великолепными видами которой можно любоваться бесконечно.

Материал по теме

Озерный край

Финляндия известна во всем мире как «страна тысячи озер», хотя на самом деле в этом удивительном крае их насчитывается 187 888 тысяч. Озера сетью раскинуты по территории страны, однако есть в Суоми регион, где их особенно много.

7 важных правил путешествия по Сайменскому каналу

Чтобы поездка по Сайменскому каналу не доставила никаких проблем, а доставила массу удовольствия, не лишним будет запомнить несколько простых правил:

Не стоит ожидать от этой поездки таких же живописных пейзажей, как от круиза, например, по Волге. Канал создавался прежде всего для перевозки грузов, так что здесь не будет разноцветных деревушек с золотыми церковными куполами и живописных лодочек, пришвартованных к крутым берегам. Зато, путешествуя по Сайменскому каналу, можно наслаждаться видами густых еловых лесов по берегам и бескрайним небом, отражающимся в тихой воде.

Не ждите от круиза крутых поворотов и виражей. Кораблик движется со скоростью чуть больше 10 километров (57 км длины Сайменского канала он проходит примерно за 5 часов). Зато такое неторопливое плавание как нельзя лучше подходит по характеру не любящим спешку финнам, так что обычно на корабле их можно увидеть великое множество.

Не забывайте о пограничном контроле, который ждет вас по прибытии в Лаппеенранту . Как ни странно, сотрудники таможни здесь часто более придирчивы, чем на «земных» пропускных пунктах.Сумки и чемоданы проверяют довольно часто, безжалостно изымая запущенные к ввозу Финляндию молочные и мясные продукты,

На пассажирских судах, курсирующих по Сайменскому каналу из России в Финляндию, работают магазины в Duty Free . Цены на алкоголь и косметику здесь в несколько раз выше, чем в приграничных магазинах Duty Free, но ниже, чем в Финляндии.Не забудьте, что алкоголь запрещено провозить, если вы въезжаете в Суоми менее, чем на 72 часа.

Путешествия хороши во все времена года, но по Сайменскому каналу лучше всего прокатится именно летом. Делов том, что любоваться красотой канала лучше с открытой верхней палубы, поскольку внутренние помещения на корабликах достаточно тесные и не обеспечивают хорошего обзора. А в ветренную финскую осень или весну выдержать дольше 15-20 минут на открытой палубе практически невозможно.

На кораблике, курсирующем о Сайменскому каналу, предлагается ужин по системе«шведский стол» стоимостью 19 евро. На первый взгляд это дорого, но учтите, что за пару сэндвичей и мороженое в буфете корабля придется отдать примерно столько же. В то время как в цену шведского стола входят салат-бар, несколько горячих блюд с гарнирами и кофе. Кроме того, в ресторанчике на корабле обычно устраивают караоке. И песни обычно звучат здесь на финском языке, понаблюдать, как поют хором жители Суоми, очень любопытно.

Если вы окажетесь на корабле в сумерки, не забудьте полюбоваться эффектным отражением береговых фонарей в темной воду канала.

Как добраться?

Отправиться в путешествие о Сайменскому каналу можно двумя способами − с турфирмой или самостоятельно.

  • С турфирмой. Обычно турфирма предлагает двухдневную поездку с ночёвкой в Лаппеенранте. Стоимость такого тура составляет 200-250 евро на человека.
  • Самостоятельно. Можно самому купить билеты на кораблик, курсирующий межу Выборгом и Лапеенрантой. Сделать это можно петербургском офисе компании Saimaan Matka verkko Oy или на сайте www.saimaacruises.fi .Стоимость поездки составит около 50 евро на человека в один конец.

Торжественное открытие Сайменского канала состоялось 7 сентября 1856 года. К сожалению, пышное празднество, уст роенное по этому случаю в Выборге омрачил пожар в замке, возникший от фейерверка.
Построенный с целью облегчить торговые сношения жителей Финляндии между собой, с Россией и другими странами, Сайменский канал начал быстро оправдывать затраченные на него средства. Благодаря каналу «пространство торговых берегов Финляндии» увеличилось на одну треть. Улучшилось сообщение по воде между Гельсингфорсом, Выборгом, Петербургом, Таллинном, Стокгольмом, Лондоном. Канал функционировал около ста восьмидесяти дней в году.
В 1897 году по нему прошло 5198 судов, а в 1910-м - 9402. К тому времени доход от Сайменского канала в четыре раза превышал прибыль от всех подобных сооружений Финляндии, вместе взятых.
Сказочная красота берегов канала привлекала многочисленных путешественников. Особой известностью пользовался остров на озере Сайма Пункахарью (свиной хребет - финск.). Он вытянулся длинной узкой полосой и почти достигал своими восточной и западной оконечностями материка, с которым имелось паромное сообщение. С возвышенностей этого острова открывались особенно живописные виды «многоводной, скалистой и лесной страны». Художница А. П. Остроумова-Лебедева, дважды посетив эти места в первом десятилетии нынешнего века, увлекательно рассказала о них в своей книге воспоминаний:
«Путешествие наше было приятно. Пароход небольшой, быстроходный, блестел чистотой. Он быстро плыл по озерам, каналам, заливам, изредка причаливая к пристаням, чтобы забрать пассажиров.
Через несколько часов пути мы доехали до славящейся красотой Пункахарью (свиной хребет). Это узкая, гористая полоса земли. Она иногда шириной только в дорогу. Ее склоны с обеих сторон круто обрываются вниз, к воде. Виды, открывающиеся с ее вышины, такой необыкновенной красоты и пленительности и так своеобразны, что сравнивать их ни с какими в мире нельзя.
Пункахарью прихотливо вьется по глубоким, прозрачным озерам. На них рассыпаны бесчисленные острова и островки. Сосны с рыжими стволами, печальные ели, раскидистые голубоватые можжевельники заполняют пейзаж до безграничных далей. Все это отражается в тихой, зеркальной воде. Построек почти нет, или они прячутся в чаще лесов. Весь пейзаж вызывает в душе чувство какой-то ясной и прозрачной тишины Елисейских полей.
Я была совершенно очарована неожиданными для меня дивными видами. К сожалению, мы в тот же день должны были вернуться. Кажется, никогда с такой жадностью, увлечением и страстью я не работала, как в этот незабываемый день. Мне так хотелось захватить в свои объятия все, что я видела, - воздух, воду, лес...».

Похожие статьи