Архитектор о себе в портфолио. Портфолио для поступления на программы архитектуры

— я описывала «скелет» технологии поиска работы, самые основы, а сегодня начну нанизывать «мясо» — развернуто рассуждать о нюансах. Советую начать с , если вы ее еще не читали.

Сегодня тема очень важная — оформление портфолио! Портфолио — квинтэссенция квалификации архитектора, но зачастую оказывается, что работ накопилось много, но собрать их в презентационный вид так и не дошли руки.

Так уж получилось, что информации о том, как составлять портфолио, ничтожно мало в интернете и в информационной среде вообще. А уж найти чье-нибудь в качестве примера вообще практически невозможно, потому что все архитекторы их хранят как зеницу ока, опасаясь за авторские права. Когда я верстала свое - подсматривать было некуда, приходилось придумывать свой собственный канон и на практике проверять — что работает, а что — нет. В результате у меня получилось несколько правил, от базовых - которые влияют на общее впечатление от опыта и квалификации, до очень специфических - которым можно и не следовать, но в итоге они очень хорошо «шлифуют» портфолио.

1 Порядок расположения работ

Есть два основных способа — оба работают. И оба имеют свои плюсы и минусы.

1) Располагать работы в порядке роста их значимости (от более ранних к более поздним)
2) Располагать работы от самых последних и крутых к более ранним

Плюсы первого варианта:
Когда потенциальный работодатель пролистает ваше портфолио, у него останется впечатление не только от самих работ, но и от прогресса - будет видно, что с каждой новой работой вы растете, и проекты становятся глубже, проработаннее и масштабнее. Идеально, если такой порядок расположения совпадает с хронологическим. Но если не совпадает - все равно лучше располагать работы в порядке роста их качества. Однозначно, я бы избегала, например, после интересной конкурсной работы следом ставить какой-нибудь не самый выразительный коттедж, это будет выглядеть как шаг назад. Ну и конечно, очевидный вывод - заканчиваться все должно на самой яркой и классной работе.

Плюсы второго варианта:
Если бюро большое, и туда поступают десятки заявок в месяц, у работодателя мало времени на первичный просмотр и сортировку входящих писем — поэтому лучше все козыри выложить вперед. Если портфолио не зацепит HR в самом начале — он может закрыть его не дойдя до самого интересного.

В своем я верстала по первому варианту — от учебных работ к практическим. Но в следующий раз, пожалуй, буду делать наоборот.

2 Год проекта

Очень важное правило, которое преследует цель — показать непрерывный профессиональный рост. Прикинув в голове, за какой срок вы собрали портфолио, работодатель сделает вывод - быстро вы растете или не очень.

3 Навигация

Я видела такие портфолио, где даже не всегда указан не то что год, но даже название проекта. Так быть не должно, портфолио должно быть прозрачным по структуре. Джентльменский набор информации: номер проекта, название, год, статус (учебный, дипломный, конкурсный, в составе авторского коллектива, реализованный и т.д.), краткая аннотация (пояснение).
Я указывала номер/всего_проектов для удобства ориентирования. Например 5/9 — пятый по счету, а всего проектов в портфолио девять.

4 Количество проектов

Обычно, чем крупнее компания, и значит, чем больше заявок она постоянно получает, тем больше краткости потребуется, чтобы успеть произвести впечатление. Обычное число работ - от 5 до 10.

5 В проекте должна быть понятна его задача

Этот пункт появился, потому что я видела работы, где он не соблюдался.
Я имею ввиду, если например, у вас проект района с детальной разработкой какого-то узла (например, общественного комплекса). Иногда смотришь на такие проекты и непонятно - то ли уже был район, а вы разрабатывали только общественный комплекс, то ли район тоже запроектирован вами. Обязательно должно быть краткое (в пару абзацев) пояснение для проекта - что это, в чем, собственно, заключается проект, какая была задача перед проектировщиком, как вы ее решили.

6 В крупных проектах должна быть указана ваша роль

Понятно, когда проект огромный, он делался не в одиночку. Вы могли участвовать в нем как:
1) член авторского коллектива, то есть делать от концепции, от принципиальных решений и до компоновки, но просто не в одиночку.
2) как член рабочей (технической) группы, то есть не участвовать в принятии принципиальных решений, но делать какую-то техническую часть (визуализации, подготовка чертежей и т.д.)

Указывать роль надо обязательно. Если работодатель так и не понял, что вы делали в этом проекте, потому что вы это не уточнили, он подумает худшее — «носили кофе». В любом случае, к вам появится недоверие, потому что вы недоговариваете. Поэтому лучше уточняйте. И будьте честны в этом вопросе, тем более, любой опытный архитектор сможет легко проверить ваши слова.

7 «Заточенность» портфолио

Если вы делаете портфолио для себя — это одно дело, и тут не существует никаких правил. Если же это портфолио для подачи заявки на работу — то оно должно быть «заточено» под специализацию конкретной компании.
Ни одно бюро в мире не делает одновременно интерьеры однокомнатных квартир и региональные транспортные хабы. Соответственно, включать оба проекта, если они у вас есть, в целевое портфолио (для рассылки, не для себя) нет смысла, часть из них будет по адресу, а часть — совсем мимо.

Вот пример компоновки: это кусок из моего портфолио, учебный проект 2012 года. Сразу примечание — шрифт аннотаций красивый, но абсолютно нечитаемый здесь, потом я заменила на Helvetica. Удобство восприятия важнее)


И самый главный вывод, к чему мы все стремимся: портфолио должно быть настолько понятным и исчерпывающим, чтобы у работодателя вообще не осталось ни одного вопроса. Если вам это удалось - это выдает в вас хорошего селф-менеджера, который смог решить поставленную задачу (самопрезентацию в данном случае) максимально эффективно. В этом случае ваше собеседование сведется просто к ответной самопрезентации вашего работодателя.

Почему проекты не главное в портфолио? Зачем нужно ограничиваться несколькими объектами? Можно ли добавлять совместные проекты? Как все не испортить подписями? Во всех этих вопросах редактор archspeech Константин Каминский разбирался на примере десяти самых распространенных ошибок при создании архитектурного портфолио.

Мы уже публиковали материал о пяти базовых . Они актуальны и сегодня, однако, как показывает практика, лучше всего получается учиться на ошибках. Чтобы свести их к минимуму, приводим десять популярных заблуждений, которые часто встречаются в .

1. Не пытайтесь включить в портфолио все работы

Перед составлением портфолио задумайтесь, сколько времени действительно сможет уделить просматривающий его человек, чтобы оценить ваши работы. Максимум удастся получить 5 минут внимания, которых точно не хватит для вдумчивого изучения 50 страниц, исписанных мелким текстом.

Американский архитектор Брендан Хаббард для ознакомительного портфолио, отправляемого по электронной почте, и вовсе предлагает ограничиться двумя страницами. Может быть, это совсем радикальный метод, но он заведомо имеет больше шансов на успех, нежели многостраничные издания.

2. Расскажите историю вместо набора проектов

Контента в интернете становится так много, что пользователи за секунды пролистывают ленты и архитектурные блоги в поисках интересных решений. Чтобы избежать подобной участи и захватить внимание потенциального работодателя, не собирайте портфолио из идущих друг за другом однотипных страниц с изображениями проектов. Вместо этого постарайтесь связать их в одну повествовательную цепочку с несколькими ключевыми понятиями.

3. Посвятите рассказ не работам, а собственной персоне

Важно понимать, что портфолио — это прежде всего отображение индивидуальности, способа мышления и творческого мировоззрения. При изучении портфолио вас хотят узнать прежде всего как личность, а не прочитать о владении нужными программами, для чего было бы достаточно выдать типовое задание или запросить рабочие файлы.

4. Проекты и реализации — действительно не самое важное

Если третий пункт вас не убедил, то повторимся еще раз: важно не то, что вы делали за последние годы, а как вы это делали. Возможно, отдельный проект лучше проиллюстрировать отвлеченной фотографией или текстом, раскрывающим ваш подход. Например, мы уже о системе архитектурной школы МАРШ и, в частности, публиковали архитектурный дневник Надежды Чадович, где в емких заметках на полях к проекту вырисовывается и личность автора, и суть проекта.

На эту же тему рассуждал и американский архитектор Боб Борсон, автор популярного блога Life of an Architect. В одной из своих заметок Боб пишет , что за всю жизнь больше всего ему запомнилось портфолио, где архитектор рассказывала подробно о реставрации машины. Казалось бы, тема совсем не связана с архитектурой, но все работники офиса запомнили это портфолио и отметили любовь автора к деталям, преданность делу и хорошую работу с поставщиками.

5. Не публикуйте то, чем не захотите заниматься

Составив портфолио из одних рендеров, будьте готовы, что вас примут на работу, прежде всего, как умелого 3D-визуализатора. Чтобы не попасть в ситуацию, когда ожидания от работы не совпадут с реалиями, покажите ваши приоритеты сразу и используйте в портфолио только те форматы и проекты, которыми вы хотите заниматься в дальнейшем.

6. Совместные проекты не запрещены

Часто возникают сомнения: стоит ли использовать в портфолио проекты, разработанные в авторском коллективе. Можно ли использовать общие изображения для контекста? Или только публиковать лично выполненные детали и узлы? Адекватным будет любой вариант, который лучшего всего вписывается в общую канву вашего рассказа. Главное, честно указать авторство, не забыв упомянуть коллег.

7. Обойдитесь без экспериментов в типографике

Типографика — консервативная область с множеством нюансов, каждый из которых прошел долгую историю формирования. Поэтому лучше не изобретать причудливый велосипед, а следовать устоявшимся базовым правилам . Пусть внимание привлекают ваши проекты, а не цвет и разнообразие странных шрифтов.

8. Единого формата не существует

Нет никаких стандартов в выборе формата, цвета, материала либо состава портфолио архитектора. Подойдет любое решение, которое лучше расскажет об авторе. Например, первокурсник МАРШа Денис Гаврилин при поступлении в школу составил портфолио из 10 открыток-проектов. На лицевую сторону каждой открытки студент вынес заглавный вопрос проекта, на который он пытался ответить конкретной работой. Кстати, Денис ведет , рассказывая о процессе архитектурного образования.

9. Не забывайте про видео

Собственно, блог сам по себе может стать заменой традиционному портфолио. Так, Андрей Елбаев из бюро «Остоженка» ведет канал на Youtube

Каждый студент начинает свою архитектурную карьеру с отправки портфолио в архитектурные фирмы с целью получения работы и практики.

Известные компании получают большое количество примеров портфолио архитекторов. Одна из них, архитектурная мастерская полного цикла из Сиэтла, BUILD проанализировала все полученные работы и определила 5 принципов хорошего портфолио архитектора.

Правило №1

Не перестарайтесь с обложкой.

Обложка – это первое что видит ваш потенциальный работодатель. Это как первое впечатление, и если оно негативное, то ваше портфолио возможно и открывать не станут.

Неважно, выбираете вы папку для печатного портфолио или дизайн для онлайн версии, следует придерживаться минималистичного, локаничного стиля. Строгий стиль намного лучше креативного подхода, ведь это лишь обертка, внимание нужно обращать на работы внутри портфолио.

Для печатного портфолио подойдет одноцветная папка, папка из черной кожи.

Для онлайн версии портфолио можно использовать бесплатные сервисы, которые позволяют показывать широкоформатные изображения и используют простую навигацию. Вам смогут помочь Squarespace или Сargocollective.

PDF-формат широко используется для пересылке по почте или в сервисах по типу Issuu. Но вы не знаете, есть ли у принимающей стороны ограничения по размеру файла, поэтому не привышайте лимита 5 мегабайт.

Правило №2

Принцип трёх частей

Все ваши главные аспекты жизненных достижений следует преподносить в трех разделах.

Студенческие проекты: с этим разделом у вас не должно возникнуть проблем.

Профессиональная работа: во время обучения постарайтесь устроиться на практику в архитектурное бюро хотя бы на пару недель. А уж там беритесь за любой проект и тщательно все документируйте. Кроме неоценимого опыта работы в архитектурной среде, вы получите несколько работ в свое портфолио.

Личные проекты: профессия архитектора требует творчества и самоотдачи. Покажите, что вы увлечены архитектурой и вне работы. Это могут небольшие наброски вашего личного проекта или же реальный объект, который вы реализовываете сами.

Правило №3

Возможно, мы сейчас вас удивим, но никто не будет читать ваше портфолио. Старайтесь не писать длинных монологов о том, какой вы замечательный. Это должны сказать ваши работы. Выделяйте только самое основное: тип проекта, год, материал, техника, соавторы.

Правило №4

Рисунок от руки это классика

Хорошие рендеры, особенно если сделали их вы, непременно нужно включить в свое портфолио. Но нельзя пренебрегать рисунком от руки, так как показывает ход ваших мыслей. Сохраняйте эскизы ваших работ, чтобы включить их в портфолио, иначе это будет не портфолио архитектора, а 3D-визуализатора.

Правило№5

Соблюдайте последовательность изложения

Представьте, что папка с вашими достижениями, это ваш рассказ о себе. Хороший рассказчик не делает резких скачков во времени, а каждый рассказ имеет свой стиль. Так должно быть и в вашем портфолио. Придерживайтесь одинакового графического стиля и знаков на всех страницах, и вы увидите, что даже несовместимые работы можно собрать в одну историю.

И не бойтесь оставлять пустые места на странице, покажите что вы уверенны в тех работах, что выбрали для портфолио.

Возможно, это и не единственные принципы, но эти 5 прошли тест временем. Они сразу отличают достойного кандидата от посредственности.

И еще, не считайте свое портфолио самым важным документом для человечества. Согласны, лично вы сложили в него немало труда, но приняв вас на работу, ваше портфолио закинут в дальний угол. Не печальтесь, портфолио это всего лишь билет к новым вершинам!

Желаем удачи! И, кстати, архитектурное бюро IK-architects также в поисках архитектора.

Советы по составлению портфолио.

Портфолио — важный документ, показывающий уровень профессионализма. Оценивая работы в портфолио, работодатели и заказчики берут на работу, дают новые проекты или отказывают кандидатам. Так случилось, что у меня до сих пор нет такого портфолио, которое было бы не стыдно показывать. Часто я даже говорю, что у меня его нет, потому что никто его не требует. Здесь есть доля правды, но в этой статье поделюсь с мыслями по поводу составления портфолио, которыми сам хочу следовать, и, надеюсь, они будут полезными для других.

Первая и главная функция, о которой нельзя забывать — портфолио должно создать эффект «вау». У человека, пролиставшего портфолио, должно сложится мнение о том, что автор мегакрутой специалист, пусть и с небольшим опытом. Никто не вглядывается в портфолио, его быстро пролистывают в течение нескольких секунд и сразу формируют впечатление.

Виды электронного портфолио:

  1. Файл в формате PDF, который прикрепляется к e-mail.
  2. Страница на сайтах портфолио, например, Behance.
  3. Видео на YouTube.
  4. Портфолио на сайте поиска работы, например, HeadHunter.
  5. Собственный сайт или блог.

Последний вид считаю самым крутым, он формирует наибольшее впечатление о человеке. На своем ресурсе развязаны руки для любых идей, поэтому советую создавать его. О том как здорово иметь свою площадку напишу отдельную статью.

Портфолио в PDF должно быть. Это закрытый вид, в него можно поместить например, рабочие чертежи, которые нельзя выставлять на всеобщий доступ на своем сайте.

Портфолио на сайтах работы имеет самый примитивный функционал, количество изображений и их размер ограничен, поэтому надо не забывать в резюме указать ссылку на нормальное полное портфолио.

Как я уже писал, важна эффектная подача материала. И даже сданные работы надо доводить до презентационного уровня. Ведь в портфолио должны быть только самые лучшие работы, пусть даже и немного.

Решаем проблему с нехваткой работ. У молодых специалистов, например, студентов, еще не накопилось много работ. Но действовать как-то надо. В целом не может быть ситуации когда вообще нет никаких работ. Всегда есть курсовики, которые можно красиво подать.

Самый главный совет при оформлении курсовых и конкурсных проектов — не вставлять в портфолио целые «планшеты»!

Я считаю, что это выглядит ужасно. Во-первых, закомпонованные изображения слишком маленькие и их не разглядеть, да и компоновка не всегда удачная, ведь, делалась в последний день-два до подачи. Во-вторых, такие планшеты сразу обличают, что это студенческий проект. Я предлагаю разделять всё на отдельные изображения по принципу «одно изображение — один вид (чертеж)».

Каждую весну архитектурные бюро получают огромное количество портфолио от студентов, желающих обеспечить себе стажировку. Эти портфолио демонстрируют широкий спектр навыков молодых архитекторов и разнообразие их взглядов. И хотя разнообразие бесконечно радует, это все-таки не то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Самое смешное, что чем необычней начинают выглядеть портфолио, тем больше хочется увидеть нечто простое, понятное, сделанное по каким-то принципам. По принципам, которые существуют вне времени и вне места, которые уравнивают шансы материала, написанного от руки или присланного в цифровом виде, настолько универсальные, что ими могут пользоваться абсолютно все.

02.04.2014, 13:55 |

5 принципов оформления портфолио, изложенные ниже, являются продуктом личного опыта и носят, скорее, рекомендательный характер. И конечно, вовсе необязательно наступать на горло собственной индивидуальности после ознакомления с ними. Но хотя бы один из них стоит учесть.

1. Не думайте долго над обложкой портфолио! Это касается и обычных папок, и шаблонов презентаций. Простота производит больший эффект, чем чрезмерное творчество. Если у вас есть умная мысль, используйте ее подобающим образом, а не тратьте время на украшательство. Главное находится внутри портфолио, а не снаружи.

Например, посмотрите на папку Prat Paris 112 Rod Binder . Все просто и ясно. Красивый рабочий материал. Такое потом можно будет найти в Библиотеке Конгресса. Если повезет...

2. Правило трех. Портфолио подводит определенный итог вашим достижениям. Оно должно показать вас с лучшей стороны в трех аспектах:

Студенческие работы. Вдохновенные эскизы, показывающие первые шаги в архитектуре, есть у всех. Если они вас самих не устраивают, то надо (или надо было) сменить учебное заведение.

Профессиональные работы. Даже недельная стажировка в архитектурном бюро дает большой опыт, потому что вы так или иначе включаетесь в реальную жизнь архитектора, можете хотя бы отчасти примерить ее на себя. В общем, это стоит подробно задокументировать.

Личные работы. Обложку незачем было разрисовывать, зато здесь можно отвести душу, а заодно показать, что вы личность со своими интересами и убеждениями и являетесь архитектором не с 10.00 до 19.00, а каждую минуту своей жизни.

3. Больше изображений, меньше текста. Вы знали об этом! Никто не будет читать ваше портфолио, это не «Анна Каренина». Сопроводительный текст должен содержать только факты: тип проекта, название студии или имя вашего руководителя, год, размеры, материалы, техника исполнения.

4. Рисунки и чертежи от руки всегда будут предпочтительней. Цифровые технологии вознесли уровень визуализации на небывалую высоту. Но! Ничто так хорошо не продемонстрирует, что вы компетентный специалист, как эскиз, набросанный карандашом. Он не только покажет, что вы умеете держать в руках карандаш, но и ваши социальные и коммуникативные навыки. Эскиз от руки показывает, как вы думаете.

5. Единый формат. Портфолио должно быть сродни рассказу, в котором лучшие проекты намеренно выстраиваются в четкую, стройную презентацию. Все должно быть подчинено единой визуальной системе, плавно перетекающей с одной страницы на другую. Любые разрозненные проекты из отдельных периодов вашей творческой жизни можно выстроить в сюжетную линию. И не надо бояться временных пробелов - это наоборот показывает вашу уверенность в том, что проекты, которые вы выбираете, действительно для вас важны.

И последнее. Когда работа над составлением портфолио будет закончена, вам на мгновение покажется, что это самый важный документ на всей планете, это Святой Грааль, в котором ваши пот, кровь и слезы. Но мгновение пройдет, и вы обнаружите выстраданное портфолио под пыльной грудой архитектурных журналов и папок с новыми проектами. И тогда, если вы следовали пяти простым правилам, ностальгия не будет мучить вас, и вы поймете, что сделали все правильно.

Текст по материалам Build Blog .

Фото: Build Blog.

Похожие статьи

  • Лучшие кастомные прошивки для Android

    Самый простой способ серьезно обновить свой гаджет - установить на него кастомную прошивку. С ней ты сможешь не только расширить число средств контроля над системой, но и попробовать что-то новое, получить много удобных функций или даже...

  • Обзор Major II Bluetooth — стоит ли покупать легендарные наушники от Marshall?

    Выбор редакции Обзор Major II Bluetooth — стоит ли покупать легендарные наушники от Marshall?Что ни говори, а фирма Marshall является одной из лучших фирм, работающих в сфере производства музыкального оборудования.Любое устройство,...

  • ОС и программное обеспечение

    Xiaomi Redmi Note 4X – практически идеально сбалансированный по параметрам и цене смартфон. Одним из его преимуществ является мощный процессор, который предложен в двух вариациях. С одной стороны, это дает пользователям дополнительный...

  • Моддинг конвертора USB-to-SATA под собственные нужды

    Жесткий диск или винчестер - неотъемлемая часть любого компьютера.Также он является одним из самых дорогих комплектующих, поэтому неправильный выбор, подключение и использование может привести к выходу из строя как самого винчестера, так и...

  • Установка ssd msata на материнскую плату

    С каждым днём всё больше пользователей задумывается над вопросом: как производится замена HDD в ноутбуке на SSD? Эта тема сейчас особенно актуальна: жёсткий диск как в мобильном компьютере изживает своё.Менять или не менять? Вот в чем...

  • Изменение ключа продукта Office

    — достаточно простая и понятная процедура (ну хотя бы более менее), чем то, что мы собираемся рассмотреть далее в этой статье. Как быть, если вы хотите сделать с лицензией что-то более продвинутое и сложное, например, такие вещи как, как...